Энкопрез код по мкб 10

Posted by

Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте (F98)



Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам.

Оглавление:

Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.

Исключены:

  • приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
  • синдром Клейне-Левина (G47.8)
  • обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
  • расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)

Расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом недостаточного контроля функции мочевого пузыря вследствие какого-либо неврологического заболевания, приступа эпилепсии или структурной аномалии мочевых путей. Энурез может отмечаться с рождением или может возникнуть после периода приобретенного пузырного контроля. Энурез может ассоциироваться (но не всегда) с более глубоким эмоциональным расстройством и расстройством поведения.

Энурез (первичный) (вторичный) неорганической природы



Недержание мочи неорганического происхождения

Исключен: энурез БДУ (R32)

Повторяющееся произвольное или непроизвольное отхождение кала обычно нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели социально-культурным окружением индивида. Расстройство может представлять собой аномальную продолжительность нормального для младенца недержания кала; оно может проявляться в потере контроля над действиями кишечника у индивида, ранее имевшего навык такого контроля, или может включать умышленную дефекацию в неподходящих местах. несмотря на нормальный психологический контроль над действиями кишечника. Состояние может встречаться как моносимптоматическое расстройство или может являться частью более обширного расстройства, главным образом эмоционального расстройства (F93.-) или расстройства поведения (F91.-).

Недержание кала неорганической природы

При необходимости идентифицировать причину сосуществующего с энкопрезом запора используют дополнительный код.



Исключен: энкопрез БДУ (R15)

Расстройство приема пищи различных проявлений обычно характерно для младенческого и раннего детского возраста. Основным проявлением расстройства является отказ от пищи и крайняя степень баловства ребенка, не имеющего никакого органического заболевания, в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. К этому может присоединяться состояние «жевания жвачки» (повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания).

Расстройство срыгивания у младенцев

Исключены:

  • нервная анорексия и другие расстройства приема пищи (F50.-)
  • трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)
  • проблемы новорожденного (P92.-)
  • поедание несъедобного младенцами или детьми (F98.3)

Устойчивая тяга к поеданию непищевых продуктов (таких, как земля, краски, стружки и т.д.). Этот симптом может быть частью более глубокого психического расстройства (такого, как аутизм); он также может проявляться как относительно самостоятельное психопатологическое поведение. Только в этом, последнем случае можно использовать данную рубрику. Извращенный аппетит более распространен среди умственно отсталых детей. Случаи с одновременным наличием умственной отсталости следует кодировать рубриками F70-F79 в соответствии с основным диагнозом.



Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, не имеющие функциональной значимости движения (часто ритмичные), которые не являются составной частью какого-либо диагностированного психического или неврологического заболевания. Но в том случае, если такие движения являются симптомами какого-либо заболевания, кодировать следует только последнее. Такие движения, не приводящие к самоповреждению, включают раскачивание тела, кивание, выдергивание и накручивание волос, постукивание пальцами, шлепки ладонями. Стереотипные, наносящие больному травмы действия включают повторяющиеся удары головой, шлепки по лицу, тыканье в глаза, кусанье рук, губ или других частей тела. Расстройства с такими стереотипными движениями чаще всего связаны с умственной отсталостью (когда такое случается, следует кодировать оба состояния). Если тыканье в глаза имеет место у ребенка с недостатком зрения, необходимо кодировать оба этих состояния: тыканье в глаза кодируется данной рубрикой, а нарушение зрения — кодом соответствующего соматического заболевания.

Исключены:

  • аномальные непроизвольные движения (R25.-)
  • двигательные расстройства органической природы (G20-G25)
  • кусание ногтей (F98.8)
  • ковыряние в носу (F98.8)
  • стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00-F95)
  • сосание пальца (F98.8)
  • тики (F95.-)
  • трихотилломания (F63.3)

Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи.

Быстрый темп речи с распадом плавности, но без повторений или запинаний, выраженный настолько, что уменьшается ее внятность. Речь беспорядочна, неритмична, быстра, в виде отрывистых толчков и неправильных фраз.

В России Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) принята как единый нормативный документ для учета заболеваемости, причин обращений населения в медицинские учреждения всех ведомств, причин смерти.



МКБ-10 внедрена в практику здравоохранения на всей территории РФ в 1999 году приказом Минздрава России от 27.05.97г. №170

Выход в свет нового пересмотра (МКБ-11) планируется ВОЗ в 2017 2018 году.

С изменениями и дополнениями ВОЗ гг.

Обработка и перевод изменений © mkb-10.com

Источник: http://mkb-10.com/index.php?pid=4477



Психологические факторы возникновения и лечение энкопреза

Энкопрез – функциональное недержание кала у детей, обусловленное нарушениями в работе сфинктера прямой кишки. Заболевание встречается преимущественно у мальчиков в возрасте старше трех лет. Часто патология становится признаком системных неврозов, в этом случае речь идет о так называемом невротическом (неорганическом) энкопрезе. В МКБ 10 заболеванию присвоен код F98.1.

Предрасполагающие факторы

Если рассматривать многочисленные клинические случаи, можно сделать вывод, что энкопрез у детей развивается в силу многих причин, среди которых специалисты выделяют психологические, физиологические, а также смешанные факторы. Среди психологических причин функционального недержания кала можно выделить следующие:

  • Неправильное или несвоевременное приучение ребенка к горшку. Стоит отметить, что усугублению ситуации во многом способствует наказание ребенка за то, что он пописал или покакал в штаны, так как это вызывает в нем чувство вины и усиливает проявления болезни;
  • Страх перед взрослым унитазом. Недуг может возникнуть у тех деток, которые привыкли справлять нужду в горшок и испытывают страх от того, что им предстоит воспользоваться унитазом, как это делают взрослые;
  • Правильные гигиенические привычки. Дети, которым с раннего возраста привиты правильные гигиенические привычки, могут испугаться, оказавшись в незнакомой обстановке, к примеру, в общественном туалете. Сдерживание позывов приводит к запорам, а затем недержанию кала;
  • Психологическое потрясение ребенка (развод родителей, переезд, рождение братика или сестренки, потеря близкого человека и т.д.). Вызвать стресс способен вообще любой сильный испуг, в том числе и при просмотре телевизионных программ, страшных фильмов и т.п.

Физиологические причины также могут выступать в качестве ключевого фактора развития детского энкопреза:

  • осложненная беременность и роды у матери (гестоз, преждевременные роды, перенашивание, гипоксия и т.д.);
  • родовые травмы;
  • врожденные аномалии, связанные с нарушением иннервации в области органов таза и заднепроходного отверстия;
  • инфекционные заболевания, геморрой и прочие патологические состояния, вызывающие боль в процессе дефекации;
  • инфекционные заболевания пищеварительной системы;
  • хронические запоры;
  • черепно-мозговые травмы.

В зависимости от этиологии энкопрез подразделяют на истинный и ложный (парадоксальный). Истинная форма заболевания встречается очень редко, а развитие ее обуславливается нарушением работы мозгового центра, отвечающего за процесс дефекации. Истинный энкопрез у детей обычно возникает из-за стресса, который особенно угнетающе воздействует на неокрепшую детскую психику.

Развитие парадоксального энкопреза связано с переполнением прямой кишки, вызванным хроническими запорами. Подобные нарушения часто возникают вследствие каких-либо психогенных факторов, отрицательно влияющих на психическое здоровье ребенка. Это может быть частое подавление позывов к дефекации, например, при нахождении ребенка в коллективе при большом количестве «свидетелей». Как правило, подобное поведение характерно для стеснительных, эмоционально неустойчивых детей. В любом случае, при появлении признаков энкопреза ребенка необходимо показать врачу и начать лечение.

Признаки

Истинный энкопрез имеет ряд характерных симптомов, в число которых входит каломазание, возникающее, как правило, в период психического или напряжения. Иногда выделение небольшого количества каловых масс возможно и спонтанно, без видимых провоцирующих факторов. Для недуга в большинстве случаев характерно постепенное развитие, однако известны ситуации, когда он прогрессировал стремительно. Основными признаками, по которым родители могут заподозрить энкопрез у ребенка, являются: раздражение кожных покровов вокруг анального отверстия, периодически испачканное нижнее белье, неприятный запах, энурез. При пальпации врач устанавливает нормальное строение прямой кишки и сниженный тонус сфинктера.

При ложном энкопрезе у ребенка также может наблюдаться каломазание, запор, большой диаметр каловых столбиков или «овечий» кал, жидкий стул с характерным запахом (ложная диарея). При пальцевом исследовании врач обнаруживает скопление каловых масс в толстой кишке.

Диагностика и терапия

Диагностика недуга строится на основе совокупности признаков функционального недержания каловых масс и различных невротических расстройств при наличии психотравмирующего обстоятельства. При этом невротический энкопрез следует дифференцировать от недержания кала, выступающего в качестве симптома при олигофрении, шизофрении, анатомических нарушениях строения нижнего отдела кишечника, заболеваниях головного и спинного мозга.

Детский энкопрез можно эффективно вылечить только при комплексном подходе к проблеме. Лечение может проводиться в стационаре в изоляции от психотравмирующего фактора или в домашних условиях, в зависимости от тяжести течения патологии и ее основных причин. Невротическое недержание кала устраняет детский психолог. Если же заболевание вызвано физиологическими факторами, лечение его проводят хирург, гастроэнтеролог, диетолог или другие узкие специалисты.

Так как энкопрез в большинстве случаев встречается у дошкольников, возможны некоторые ограничения в медикаментозной терапии. Врачи рекомендуют проводить лечение, прежде всего, с помощью диеты. Питание должно быть скорректировано таким образом, чтобы исключить у ребенка запоры и повышенное газообразование. В дополнение могут назначаться безопасные слабительные препараты и очистительные клизмы.

В домашних условиях рекомендовано выполнять специальные упражнения (напряжение и расслабление ануса), чтобы научиться удерживать каловые массы и опорожнять кишечник порционно. Кроме того, тренировать ребенка можно, сажая его на горшок через равные промежутки времени. При этом важно поощрять малыша, если ему удалось сходить «по-большому». Наряду с традиционными методами можно проводить лечение народными средствами. Нормализовать психическое состояние ребенка помогут настои лекарственных трав, например, валерианы, пустырника, листьев мяты и т.д. Особый эффект дают травяные сборы, одним из которых может стать сбор из боярышника, хмеля и сосновых почек в равнозначных пропорциях. Лекарственные отвары можно не только принимать внутрь, но и добавлять в теплые ванны.



Лечение невротической формы недуга проводится под контролем психолога. Специалист может предложить игровую или семейную психотерапию. Тяжелые неврозы купируются разрешенными ноотропными препаратами. Не менее важна психологическая поддержка родителей, которые должны обеспечить ребенку максимальную заботу, чтобы он не испытывал чувства вины за свой недуг.

Особенности заболевания во взрослом возрасте

Энкопрез у взрослых имеет несколько иную этиологию, нежели у детей. Диагностирование истинного энкопреза происходит крайне редко, чаще обнаруживается недержание кала вторичного характера, являющееся симптомом другого заболевания. Так, во взрослом возрасте патология может развиться вследствие запоров или диареи хронического характера, геморроя, отравлений, хронических болезней желудочно-кишечного тракта, травмирования нервной системы, например, при переломах позвоночника или черепно-мозговых травм. У женщин недержание кала может явиться следствием осложненных родов.

В отличие от детских схем лечения, взрослым людям часто может быть показано хирургическое лечение. Также широко применяется электростимуляция нерва, ответственного за иннервацию заднепроходного отверстия.

Вся представленная информация на этом сайте является исключительно справочной и не является призывом к действию. В случае обнаружения у себя каких-либо симптомов следует срочно обратиться к врачу. Не занимайтесь самолечением или определением диагноза.

Источник: http://odepressii.ru/deti/enkoprez.html



Энкопрез — описание, причины, симптомы (признаки), диагностика, лечение.

Краткое описание

Энкопрез — недержание кала, неспособность контролировать акт дефекации. Наблюдают, как правило, у детей. У взрослых энкопрез обычно имеет органическую природу (травма, опухоль, выпадение прямой кишки). Энкопрезу часто предшествует задержка стула. Частота — 1,3% среди детей старше 4 лет. Преобладающий возраст: у 70% пациентов заболевание начинается до 5 лет. Преобладающий пол — мужской (1,5:1).

Причины

Этиология • Психологические причины •• Несвоевременное привитие гигиенических навыков •• Необходимость пользоваться туалетом в непривычном месте (в школе, летнем лагере) • Органические причины •• Трещина прямой кишки или болезненность акта дефекации другого происхождения •• Мышечная гипотония •• Недостаточная перистальтика •• Болезнь Хиршспрунга •• Повреждение спинного мозга •• Стеноз заднего прохода •• Смещение заднего прохода кпереди: аногенитальный индекс >0,34 у девочек и >0,45 у мальчиков •• Послеоперационные стриктуры заднего прохода или прямой кишки •• Объёмное образование в тазовой области •• Нейрофиброматоз • Диетические или метаболические причины •• Недостаточное количество клетчатки в пище •• Чрезмерное употребление молока или мяса •• Недостаточный приём жидкости •• Гипотиреоз.

Факторы риска • Мужской пол • Задержка стула, копростаз.

Симптомы (признаки)

Клиническая картина • При абдоминальном, тазовом или ректальном исследовании выявляют большое количество каловых масс в кишечнике • Стул тестоватой консистенции • Каловый или гнилостный запах, исходящий от пациента • Периодически возникающая боль в околопупковой области • Иногда выделение большого количества каловых масс • Больные дети иногда выглядят нерешительными и угнетёнными, иногда склонны к скрытности или агрессивному поведению • Возможны рецидивирующие инфекции мочевых путей.

Диагностика

Лабораторные исследования • ОАМ и бактериологическое исследование мочи (для выявления инфекции мочевых путей) • Исследование функций щитовидной железы.

Специальные исследования • Рентгенография органов брюшной полости при подозрении на копростаз, не выявляемый при пальпации и ректальном исследовании • Детальный анамнез и полный физикальный осмотр, неврологическое обследование (включая исследование нижних конечностей и половой области), ректальное исследование • Длительная задержка стула на первом месяце жизни — признак аганглиоза кишечника. В этом случае показана рентгенография органов брюшной полости с контрастированием барием и/или полнослойная биопсия прямой кишки по Свенсону.



Лечение

Тактика ведения • Диета •• Увеличение содержания растительной клетчатки в пище •• Уменьшение количества молока, бананов, яблок и продуктов, содержащих желатин • Раннее привитие гигиенических навыков • До начала поддерживающего лечения — устранение копростаза • Предупреждение повторного развития копростаза • Необходимо избегать частого проведения пальцевых ректальных исследований, применения клизм и суппозиториев • Хирургическое лечение (при наличии органической патологии).

Наблюдение • Поддерживающее лечение в течение 0,5–2 лет • Осмотры каждые 4–10 нед • Консультация детского психолога.

• Препараты выбора (до начала поддерживающей терапии) •• В первый день лечения 2 ст.л. вазелинового масла внутрь •• На следующий день 1–3 клизмы (при необходимости процедуру повторяют в течение двух последующих дней) до полного очищения кишечника в нижеприведённой последовательности: ••• Вазелиновое масло ••• Натрия гипофосфат 3 г/кг или натрия гидрокарбонат (2 ст.л. на 1 л воды комнатной температуры, 60 мл/год жизни, но не более 480 мл) •• Можно назначить суппозитории с бисакодилом для облегчения эвакуации кишечного содержимого •• Альтернативная схема: 30% р — р полиэтиленоксида 400 мл внутрь из расчёта 20 мл/кг/ч в течение 4 ч (2 дня подряд).

• Поддерживающая терапия — в течение не менее 6 мес (до тех пор, пока акт дефекации не станет регулярным, а фекальные массы мягкими) •• Вазелиновое масло по 2 ст.л. в день (можно смешать с прохладным соком) •• Препараты, размягчающие стул и увеличивающие его объём (лактулоза, псилиум [трава блошная], морская капуста) •• Поливитамины ежедневно внутрь; не следует принимать одновременно с вазелиновым маслом, нарушающим всасывание жирорастворимых витаминов (А, D, Е, К).

Осложнения • Частое применение клизм и суппозиториев может вызвать колит • Перианальный дерматит • Трещина анального отверстия.

Течение и прогноз • Обычно хорошо поддаётся лечению, хотя возможны рецидивы • Энкопрез, имеющий психологические причины, хуже поддаётся лечению.



Профилактика • Подбор оптимальной диеты • Рекомендации по формированию навыков акта дефекации • Лечение перианального дерматита для предотвращения болезненности при акте дефекации • Профилактика психологических и диетических причин энкопреза.

Источник: http://gipocrat.ru/boleznid_id33626.phtml

МКБ-10, класс V

Другие поведенческие и эмоциональные расстройства с началом в детском и подростковом возрасте (F98)

Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются четко обозначенными синдромами, но другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами, и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.

приступы задержки дыхания (R06.8)

синдром Клейне-Левина [Kleine-Levin] (G47.8)



F98.0 Неорганический энурез

Расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью, что не соответствует возрасту индивида, и которое не является следствием недостаточного контроля над действием мочевого пузыря вследствие какого-либо неврологического заболевания, приступа эпилепсии или какой-либо аномалии мочевыделительных путей. Энурез может отмечаться с рождения, или он может возникнуть после периода умения контролировать действие мочевого пузыря. Энурез может быть, а может не быть связанным с более глубоким эмоциональным расстройством и расстройством поведения.

Энурез (первичный) (вторичный) неорганической природы

Недержание мочи неорганического происхождения

Исключено: энурез БДУ (R32)



F98.1 Неорганический энкопрез

Повторяющееся произвольное или непроизвольное отхождение кала обычно нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели социально-культурным окружением индивида. Расстройство может представлять собой аномальную продолжительность нормального для младенца недержания кала; может проявляться в потере контроля над действиями кишечника у индивида ранее имевшего навык такого контроля, или может включать умышленную дефекацию в неподходящих местах, несмотря на нормальный психологический контроль над действиями кишечника. Состояние может встречаться как моносимптоматическое расстройство, или оно может составлять часть более обширного расстройства, главным образом эмоционального (F93.-) или расстройства поведения (F91.-).

Недержание кала неорганической природы

При необходимости идентифицировать причину сосуществующего с энкопрезом запора используют дополнительный код.

Исключено: энкопрез БДУ (R15)



F98.2 Расстройство питания в раннем детском возрасте

Расстройство приема пищи различных проявлений обычно характерно для младенческого и раннего детского возраста. Основным проявлением расстройства является отказ от пищи и крайняя степень баловства ребенка, не имеющего никакого органического заболевания, в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным, компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. К этому может присоединяться, а может не присоединяться состояние «жевания жвачки» (повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания).

Расстройство срыгивания у младенцев

трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)

проблемы новорожденного (Р92.-)



F98.3 Поедание несъедобного (пика) в детском возрасте

Устойчивая тяга к еде непищевых продуктов (таких как земля, краски, стружки и т.д.). Это может быть одним из многих симптомов, которые составляют часть более глубокого психического расстройства (такого как аутизм) или может проявляться как относительно самостоятельное психопатологическое поведение. Только в этом последнем случае можно использовать данную рубрику.

Извращенный аппетит более распространен среди умственно отсталых детей. Случаи с одновременным наличием умственной отсталости следует кодировать рубриками F70 — F79 в соответствии с основным диагнозом.

F98.4 Стереотипные двигательные расстройства

Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, не имеющие функциональной значимости движения (часто ритмичные), которые не являются составной частью какого-либо диагностированного психического или неврологического заболевания. Но в том случае, если такие движения являются симптомами какого-либо заболевания,кодировать следует только последнее. Такие движения, не приводящие к самоповреждению, включают: раскачивание тела, кивание, дерганье и накручивание волос, постукивание пальцами, шлепки ладонями. Стереотипные, наносящие больному травмы действия включают: повторяющиеся удары головой, шлепки по лицу, тыканье в глаза, кусанье рук, губ или других частей тела. Расстройства с такими стереотипными движениями наиболее часто связаны с умственной отсталостью (когда такое случается, следует кодировать оба состояния). Если тыканье в глаза имеет место у ребенка с недостатком зрения, необходимо кодировать оба эти состояния: тыканье в глаза кодируется данной рубрикой, а нарушение зрения — кодом соответствующего соматического заболевания.



аномальные непроизвольные движения (R25.-)

двигательные расстройства органической природы (G20-G25)

стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00 — F95)

Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов, или частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое нарушение следует классифицировать как расстройство только в том случае, если его тяжесть такова, что заметно нарушает течение речи.

F98.6 Речь взахлеб



Быстрый темп речи с распадом плавности, но без повторений или запинаний, выраженный в той степени тяжести, которая приводит к уменьшению ее внятности. Речь беспорядочна и неритмична с быстрыми, отрывистыми толчками, что обычно выражается в виде неправильных фраз.

F98.8 Другие уточненные поведенческие и эмоциональные расстройства с началом в детском и подростковом возрасте

Дефицит внимания без гиперактивности

Ковыряние в носу

F98.9 Поведенческое и эмоциональное расстройство с началом в детском и подростковом возрасте неуточненное



Эмоциональные расстройства детского возраста

Расстройства социального функционирования с началом в детском и подростковом возрасте

Другие поведенческие и эмоциональные расстройства с началом в детском и подростковом возрасте

Расстройства личности и поведения у взрослых

Нарушения психологического развития



Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте

Источник: http://www.psychost.ru/mkb-10/f98.php

Системные неврозы (продолжение)

Дневной энурез часто сочетается с ночным, либо выступает самостоятель­но. Дети с дневным энурезом обладают инфантилизмом и истерическими чертами личности.

В преморбиде дети с энурезом имеют сниженную самооценку, черты тормозимости, демонстративности и истеричности, признаки вегетососудистой дистонии.

Энурез для ребенка является эгодистонным симптомом.



При энурезе высока коморбидность с энкопрезом, задержками развития и нарушениями сна.

Диагноз. Диагноз неорганического энуреза устанавливается на основекритериев МКБ-10.

А. Хронологический и умственный возраст ребенка не менее 5 лет.

Б. Непроизвольное или преднамеренное испускание мочи в кровати или в одежде, которое происходит с частотой не реже 2 раз в месяц у детей в воз­расте до 7 лет, и не реже 1 раза в месяц у детей в возрасте 7 лет или старше.

В. Энурез не является следствием эпилептических припадков или невро­логического расстройства и не является прямым следствием анатомических аномалий мочевых путей или любого другого непсихиатрического состояния.

Г. Нет психического расстройства, которое отвечало бы другим категори­ям МКБ-10.

Д. Состояние должно отмечаться не менее 3 месяцев. Возможная классификация по пятому знаку:

F98.00 только ночной энурез;

F98.01 только дневной энурез;

F98.02 ночной и дневной энурез.

Невротический энкопрез (неорганический энкопрез F98.1)

Определение. Неспособность контролировать выделение кала, вследствие чего обнаруживается непроизвольное или произвольное недержание кала в местах, неуместных для этой цели.

Этиология. Наиболее признана полиэтиологическая теория расстройства,согласно которой энкопрез является следствием задержки развития и влия­ния различных психосоциальных факторов.

Задержка формирования навыков опрятности, контроля за дефекацией связана с нарушением социализации ребенка — преждевременная стимуля­ция его умения пользоваться горшком, унижение и наказание ребенка при неудачах в дефекации (с точки зрения родителей), атмосфера подавления самостоятельности в проявлении своих желаний.

Семья имеет типичную конфигурацию: отстраненный от воспитания отец, имеющий низкий статус в семье, и авторитарная ригидная мать, подавляющая и наказывающая ребенка.

У больных чаще, чем у других лиц в популяции, представлены функци­ональные дискинезии желудочно-кишечного тракта, склонность к запорам.

Запоры, предшествовавшие формированию контроля за дефекацией, со­провождаются снижением чувствительности деятельности кишечника и отсут­ствием своевременного позыва к дефекации [Попов Ю. В., Вид В. Д., 1997].

Эпидемиология. Распространенность заболевания составляет 1,5% в воз­расте до 5 лет. В подростковом возрасте встречается редко. Соотношение мальчиков и девочек 4:1.

Клиника и диагноз. Диагноз энкопреза должен соответствовать крите­риям МКБ-10.

Диагноз энкопреза неорганической природы устанавливают благодаря присутствию критериев А, Б, В, Г, Д.

А. Ребенок периодически испражняется в местах, которые неуместны для этой цели (например, в гардеробе, на полу), непроизвольно или преднаме­ренно. (Расстройство может включать недержание кала вследствие пере­полнения кишечника, вторичного по отношению к функциональной задер­жке кала.)

Б. Хронологический и умственный возраст ребенка составляет минимум 4 года.

В. По меньшей мере один случай энкопреза в месяц.

Г. Продолжительность по меньшей мере 6 месяцев.

Д. Отсутствие органического расстройства, которое могло бы служить достаточным основанием для энкопреза.

При желании возможна дифференциация по пятому знаку

F98.10 несп­особность приобретения физиологического контроля за функцией кишечника.

F98.ll — адекватный контроль кишечника и дефекация в неадекватных местах с нормальной консистенцией кала.

F98.12 — загрязнение, связанное с жидкой консистенцией кала.

Логоневроз (невротическое заикание, F98.5)

Определение. Заикание невротическое — психогенное расстройство рит­ма, темпа, плавности речи, которое связано с судорогами мышц, осуществля­ющих акт речи.

Этиология. Хронические и острые психические травмы — конфликтыв семье, эмоциональное отвержение ребенка и основанное на нем воспитание по типу доминирующей гиперпротекции.

Внутренним условием формирования логоневроза являются черты лич­ности астенического и тормозимого типов, лабильность аффекта и склонность к возбудимости.

В семьях имеется наследственная отягощенность патологией речи.

В период времени, когда формируется анатомо-физиологический аппа­рат речи, предъявление родителями ребенку чрезмерных требований по ус­воению информации, обучение языкам, игнорирование особенностей младен­ческой речи и образного мышления ребенка приводит к нарушениям речи в виде заикания.

Имеются данные о генетической обусловленности расстройства и о роли неврологических заболеваний в происхождении логоневроза.

Эпидемиология. Распространенность составляет 2-4% лиц детского воз­раста, преобладание мальчиков над девочками 4:1.

Клиника и диагноз. Начинается чаще всего в возрасте 2-4 лет. Расстрой­ство развивается постепенно. Первые признаки — повторение начальных звуков в словах, первых или наиболее трудных слов в предложении в мо­менты эмоционального напряжения в ситуациях типа «экзамен».

Отмечаются тонические судороги дыхательно-звуковой мускулатуры с по­степенным присоединением судорог в артикуляционно-мышечном аппарате [СкоблоГ. В., 1999].

Эпизоды заикания сменяются эпизодами речи без нарушений. Симпто­ мы могут отсутствовать при пении, декламации или при взаимодействии с жи­вотными и неодушевленными предметами.

В школьном возрасте к имевшимся ранее симптомам присоединяется логофобия, вследствие чего происходит отказ от устных ответов на уроках.

В части случаев возникают спонтанные ремиссии, а в других — соци­альная дезадаптация из-за стигматизирующего отношения сверстников. Диагноз устанавливается на основе критериев МКБ-10.

Есть вопрос?

ИЛИ ХОТИТЕ ЗАПИСАТЬСЯ?

Оставьте свои контактные данные, и мы свяжемся с Вами, ответим на все Ваши вопросы, запишем в группы или к нашему специалисту

Мамы и папы!

Мы открываем группу творческого развития для детей от 3 лет. Спешите забронировать место в группе для Вашего малыша уже сейчас.

Источник: http://razvitie-rebenka.pro/biblioteka/nevroticheskij-enkoprez/

Информационное письмо функциональные запоры и энкопрез

здравоохранения, учреждений

образований Краснодарского края

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАПОРЫ И ЭНКОПРЕЗ

Функциональный запор ( G 7, НЗа) — нарушение функции кишечника, вы ражающееся в урежении (по сравнению с индивидуальной физиологиче ской нормой) возрастного ритма акта дефекации, его затруднении, систе­матически недостаточном опорожнении кишечника и/или изменении фор мы и характера стула (при отсутствии критериев СРК для детей старше 4 лет и исключении органической патологии кишечника).

Код в МКБ-10: К59.0 Запор

Считается, что в физиологических условиях частота стула у детей на грудном вскармливании — от 1 до 6-7 раз в день, у детей до 3 лет — не менее 6 раз в неделю, старше 3 лет — не менее 3 раз в неделю. Ред кая дефекация не считается патологией при условии полного опорожнения кишечника, обычной консистенции кала, отсутствии признаков хрониче ской интоксикации и нутритивной недостаточности, рвоты и срыгивания, Других признаков заболевания, удовлетворительном физическом развитии и сохранном аппетите.

Эпидемиология. Функциональные запоры составляют 95% запоров у д етей старше 1 года. Эпидемиологические данные, касающиеся запоров в целом, представлены в разделе 3.3. По нашим данным (ДГБ №1), жало бы на запоры предъявляют около 20% детей с патологией ЖКТ, пример но у такого же количества пациентов запоры выявляются дополнительно п o результатам клинико-анамнестического скрининга. Функциональные запоры диагностируют у 88,6% детей с хроническими запорами.

Классификация. Единой общепринятой классификации функциональ ных запоров у детей не существует. По течению выделяют острые и хрони ческие запоры, по топографии — кологенные, проктогенные и смешанные по характеру двигательных нарушений — гипокинетические, гиперкинети ческие и смешанные, по стадии компенсации – компенсированные суб компенсированные и декомпенсированные. Этиологическая классифи ция соответствует основному причинному фактору.

Этиология. Выделяют следующие причины функциональных запоров

психофизиологические: подавление позыва на дефекацию; боязнь горшка, неврозы различной этиологии; депрессивные состояния; от сутствие комфортных условий для осуществления акта дефекации, императивное воспитание туалетных навыков и др.;

диспластические: при системной дисплазии соединительной ткани

нарушения нервной и эндокринной регуляции на разных уровнях функциональная незрелость толстой кишки и недостаточное количество ганглиев интрамуральных нервных сплетений (у детей до 1,5 лет), незрелость высших вегетативных и корковых центров регуляции дефекации (у детей раннего возраста), перинатальные поражения ЦНС, вегетодистония, нарушения спинальной иннервации, гипотиреоз, гиперпаратиреоз, хроническая надпочечниковая недо статочность;

гиподинамия: при недостаточной физической нагрузке, длительном постельном режиме;

заболевания, протекающие с выраженной мышечной гипотонией;

• прогрессирующие заболевания нервной системы, тяжелый рахит, болезнь Дауна, гипотрофия тяжелой степени;

инфекционные: вследствие нарушения созревания или развития дис трофических изменений интрамуральных ганглиев после перенесен ных в раннем возрасте кишечных инфекций, в том числе стафило коккового энтероколита, аскаридоза;

пищевая аллергия (особенно глютен, белки коровьего молока);

алиментарные: количественный недокорм, недостаток в пище расти тельных волокон, недостаточное потребление жидкости, нарушение режима питания, отказ от завтрака;

рефлекторные: при заболеваниях других органов (в том числе гине кологическая патология, заболевания гастродуоденальной зоны, печени, поджелудочной железы и др.);

метаболические нарушения и хроническая интоксикация: хроническая почечная недостаточность (ХПН); водно-электролитные нарушения (гипокалиемия, гиперкальциемия, ацидоз); отравления солями тяжелых металлов;

ятрогенные: гипервитаминоз D , прием анестетиков, диуретиков, миорелаксантов, холинолитиков, сульфаниламидов, фторхинолонов, психотропных и противосудорожных средств, препаратов висмута» алюминийсодержащих антацидов, препаратов железа и др.

Наиболее частыми причинами формирования функциональных запоров у дете й раннего возраста (0-4 года) считают:

· пе ревод на искусственное вскармливание;

· формирование пищевой аллергии (прежде всего к белкам коровьего

• императивное воспитание туалетных навыков (у детей 1-2 лет);

· болезненность дефекаций с развитием «боязни горшка»;

· начало посещения детского учреждения;

• отсутствие комфортных условий для осуществления акта дефека ции.

Патогенез. Основа патогенеза — дисбаланс тормозящих и стимули рующих нейрогуморальных влияний на моторную функцию кишечника, на рущение соотношения между пропульсивной и ретроградной мотори кой при отсутствии морфологических изменений кишки. Может отмечаться уменьшение пропульсивной активности и замедление транзита по всей толстой кишке (гипо — или гиперкинетические кологенные запоры) или на­рушение продвижения содержимого по ректосигмоидному отделу с нарушением функции изгнания (проктогенные запоры). При функциональных запорах чаще отмечаются гиперкинетические нарушения. В патогенезе проктогенных запоров определенная роль отводится повышению порога возбудимости рецепторов слизистой прямой кишки к наполнению, изме­нениям резервуарной функции прямой кишки, спазму внутреннего сфин­ ктера заднего прохода, дисфункции мышц тазового дна, утрате условного рефлекса на акт дефекации, вследствие чего нарушается эвакуация кишеч ного содержимого.

У детей раннего возраста функциональные запоры по механизму чаще являются проктогенными, что обусловлено незрелостью нейроэндокрин ной регуляции различных этапов акта дефекации. В клинической практике У детей с функциональными запорами чаще встречаются сочетания раз личных вариантов нарушения дефекации, в том числе кологенных и про ктогенных дисфункций, при этом наиболее упорные запоры наблюдаются в случае проктогенного или смешанного характера дисфункции. В ре зультате нарушения пассажа по ректосигмоидному отделу с постоянной задержкой каловых масс и их уплотнением, происходит вторичное по­ вышение порога чувствительности рецепторов прямой кишки к объему, что требует все большего накопления кала для возникновения позыва на дефекацию. С течением времени происходит дилатация толстой киш ки с формированием вторичного мегаколона или мегадолихоколона. Когда сила давления каловых масс превышает удерживающую силу анального канала, развивается неудержание каловых масс (энкопрез, или анальная инко нтиненция). Усугубляют ситуацию возникновение вторичных нарушений микробиоценоза толстой кишки, травматизация слизистой оболочки прямой кишки при дефекации (трещины анального канала), развитие ре активного воспаления слизистой оболочки (проктит, проктосигмоидит), что приводит к болезненности дефекаций, провоцирующей дополнитель ную психогенную задержку стула. Постоянное затруднение прохождения каловых масс по прямой кишке при проктогенных запорах может приво дить к внедрению ее проксимального отдела в дистальный при дефекации (внутренняя инвагинация прямой кишки), что также препятствует адек ватному опорожнению кишечника. Кроме того, происходит изменение функции фиксирующего аппарата толстой кишки с развитием ее патоло гической подвижности, что еще в большей степени нарушает пассаж каловых масс, усугубляя имеющиеся моторные и дисбиотические нарушения. Формируются правосторонний колостаз, дилатация правых отделов толстой кишки, включая слепую кишку и червеобразный отросток (риск аппендицита), приводящая к относительной недостаточности баугиниевой заслонки. Это сопровождается толсто-тонкокишечным (цекоиле альным) рефлюксом с развитием синдрома избыточного бактериального роста в тонкой кишке. По сути, изначально функциональные запоры пре­ вращаются в органические, что способствует формированию порочного круга и усугубляет моторно-эвакуаторные нарушения.

Клиническая картина хронических запоров была изложена выше. Для функциональных запоров, в отличие от СРК с запором, болевой синдром не является ведущей жалобой. Превалируют нарушения дефекации, соответствующие перечисленным в определении критериям. При наиболее частых у детей 1-3 лет психофизиологических запорах роли отмечают, что при появлении позыва на дефекацию ребенок старается его подавить прячется или опорожняет кишечник в необычном месте (боязнь горшка). Такая ситуация возникает при насильственном приучении горшку или при наблюдавшейся, даже однократно, болезненности дефекации, что ребенок запоминает надолго и ассоциирует с использованием

Диагностические критерии (Римские критерии III , 2006) включают наличие хотя бы двух из следующих признаков:

• 2 дефекации в неделю или менее;

• хотя бы 1 раз в неделю эпизод недержания кала или каломазания;

• длительные задержки стуяа в анамнезе;

• болезненная или затрудненная дефекация;

• длительное натуживание во время дефекации, дополнительные по тужные усилия, ощущение неполного опорожнения кишечника;

• значительное количество пальпируемых каловых масс по проекции толстой кишки после дефекации;

• увеличение диаметра каловых масс;

• изменение характера и консистенции кала (плотный, комочками или значительного диаметра);

• симптомы отмечаются не реже 1 раза в неделю в течение 2 мес. до установления диагноза при условии наблюдения за больным не менее 6 мес.

Диагностика. Диагноз ставят при исключении органической патологии и в соответствии с перечисленными в определении критериями. Для диагностики используют мероприя­ тия, обязательными из которых являются клинико-анамнестический и ла бораторный скрининг, пальцевое ректальное исследование и ирригография. При сборе анамнеза важно уточнить возраст ребенка при манифестации за пора, динамику клинической симптоматики, наличие в рационе ребенка до­ статочного количества продуктов, содержащих пищевые волокна, и жидко сти, вероятность психогенной задержки стула, наличие удобного туалета и достаточного количества времени для его посещения, физическую актив ность пациента, эффективность применявшихся ранее послабляющих ме­ роприятий, болезненность дефекаций, наличие патологических примесей в каловых массах, ощущение удовлетворенности актом дефекации.

Дифференциальный диагноз проводят с органическими запорами. Кроме того, целью дифференциальной диагностики является верификация причины функциональных запоров в соответствии с этиологической классификацией.

Лечение. Основные принципы терапии функциональных запоров у де тей — комплексность и индивидуальный подход в зависимости от генеза за поров, вида нарушения моторики толстой кишки и акта дефекации, наличия осложнений и характера сопутствующей патологии.

Немедикаментозное лечение основа терапии функциональных запор ов. На начальном этапе при длительном анамнезе запоров и наличии

выраженного колостаза (пальпируемые фекалиты в проекции восходящей кишки) целесообразна предварительная очистка кишечника с помощью очистительной клизмы (или нескольких клизм) в объеме 100 мл на год жизни ребенка, не более 500 мл на клизму. Для этого должна быть исполь зована кружка Эсмарха. При неэффективности в стационарных условиях применяют гипертоническую клизму (50-70 мл 10% раствора хлорида на трия). При вторичных запорах проводят терапию основной патологии.

После первичного удаления «ректальной пробки» из толстой кишки дальнейшую терапию запоров проводят по принципу step — up .

Стараются устранить возможные причины формирования запора, вы явленные при анализе анамнестических данных, что подразумевает:

• изменение образа жизни пациента (режим дня, утренний завтрак, ре жим дефекации, исключение условий для психогенной задержки сту ла, коррекция пищевого поведения, диетических пристрастий, повы шение физической активности);

• нормализацию психоэмоционального состояния: устранение психо травмирующих ситуаций, ограничение школьных и внешкольных нагрузок, создание условий для осуществления дефекации в детском учреждении, различные варианты психотерапевтической коррекции, создание комфортных условий для дефекации, физиологическая поза при дефекации, исключение спешки, внешних помех при дефекации и т. д

Соблюдение режима. Педиатр должен сделать родителей своими союзниками и достичь комплаентности терапии. Необходимо проводить разъяс нительные беседы с родителями о том, что важно контролировать регуляр­ ность дефекаций у ребенка и исключить условия для психогенной задержки стула. Родителям целесообразно договориться в детском учреждении, кото­ рое посещает ребенок, об аналогичном контроле со стороны воспитателя, обеспечить наличие удобного туалета (отдельный туалет, удобный горшок), исключить групповое высаживание на горшок в детском учреждении, от­ влекающие моменты во время дефекации. Необходимо выработать у ребен ка привычку регулярно посещать туалет, поощрять продуктивное сидение в туалете. Ребенку следует мягко напоминать о необходимости посетить туалет, не терпеть при появлении позыва, нельзя подгонять и ругать ребен­ка во время дефекации. Важно поощрять ребенка за успешную дефекацию независимо от места ее проведения, особенно в случаях психофизиологиче­ских запоров, связанных с императивным воспитанием туалетных навыков. Родителям также нужно разъяснить, насколько важно для ребенка со блюдать режим дня и питания. Необходимо исключить «перекусы», еду во внеурочное время. У ребенка ежедневно должен быть полноценный завтрак с последующим высаживанием на горшок (так называемый туа­ летный тренинг), так как наиболее физиологичной является дефекация в утренние часы после завтрака. Целесообразно формировать позыв на де фекацию в одно и то же время, в зависимости от индивидуальных особен ностей режима дня ребенка и семьи в целом. Для этого необходимо предлагать ребенку (после 1,5-2 лет) посетить туалет в определенное время, лучше после еды (при ночном энкопрезе — вечером), при отсутствии эф фекта — помочь ребенку вызвать стул с помощью ректальной свечи или ми кроклизмы. При капомазании, являющемся маркером тяжести запора, рекомендуется после первичного удаления «ректальной пробки» регулярное высаживание на горшок после каждого приема пищи намин. Все воспитательные мероприятия не должны носить императивный характер и вызывать у ребенка отрицательных эмоций.

Диета. Параллельно с изложенными выше вариантами терапии прово­дится диетическая коррекция. Ребенку должна быть рекомендована посла­ бляющая диета, включающая кисломолочные продукты, продукты функци­ онального питания, обогащенные бифидо — и лактобактериями; продукты, содержащие пищевые волокна, в том числе овощи и фрукты в достаточном количестве, ржаной хлеб с отрубями, мюсли, отвары, настои и пюре из су­ хофруктов, грубоволокнистые каши, растительное масло, салаты из мор­ской капусты, свежей зелени. Количество пищевых волокон (в граммах), необходимое ребенку, можно приблизительно рассчитать по формуле: воз­раст ребенка (лет)+5.

Необходимо употребление жидкости в достаточном объеме, в том числе свежевыжатых овощных и фруктовых соков, компотов, кваса, по­ казан настой шиповника. Можно рекомендовать употребление в утренние часы натощак 1 стакана холодной воды с добавлением чайной ложки меда (при отсутствии пищевой аллергии). Из рациона следует исключить про­ дукты, обладающие вяжущим действием и тормозящие моторику (сухари, сушки, блюда из риса, кисели, бананы, черника, айва, груша, гранат, какао, шоколад, кисели, слизистые отвары и др.), овощи, богатые эфирными мас­лами (репа, редька, редиска, лук, чеснок, грибы), а также избегать еды всу­ хомятку. При гиперкинетических запорах целесообразно проводить терми­ческую обработку продуктов, содержащих клетчатку, и исключить продук­ ты, вызывающие метеоризм (бобовые, капуста, молоко).

У детей грудного возраста, находящихся на искусственном вскармли­ вании, эффективны использование смесей с загустителями, содержащих клейковину бобов рожкового дерева — камедь (не рисовый крахмал!!), сти­мулирующую кишечную моторику (Фрисовом, Нутрилон Антирефлюкс); смесей с лактулозой (Бифидус) — при отсутствии колик; частичная замена сладких смесей на кисломолочные (не более 50% суточного объема).

Если ребенок находится на грудном вскармливании, необходимо кор­ригировать диету и объем употребляемой жидкости для матери и следить за р егулярностью ее стула. Целесообразно ввести фрукты (яблоко), неос ветленные соки и овощной прикорм (кабачок, капуста, тыква, свекла) в более ранние сроки, использовать пюре из чернослива, отвары из кураги 1,при отсутствии пищевой непереносимости), при выборе каши — предпо­ чтительнее гречневая и овсяная крупа. С момента введения прикормов ребен ку необходимо дополнительно давать жидкость (кипяченая вода, дет­ ские чаи с фенхелем).

У детей первых 6 месяцев с нарушением опорожнения кишечника условленным недостаточной координацией повышения внутрибрюшного давления и раскрытия внутреннего сфинктера заднего прохода, когда послеминутного беспокойства (крик, плач) и натуживания происходит са мостоятельное или с помощью газоотводной трубочки отхождение мягкого (иногда разжиженного) стула (младенческая дисхезия), применение посла бляющих мероприятий, стимулирующих кишечную моторику, нецелесо образно и даже опасно, так как может спровоцировать метеоризм и вы раженный болевой синдром. В этих случаях для опорожнения кишечни­ ка при наличии позыва можно периодически использовать газоотводную трубочку, чередуя с ректальными спазмолитическими свечами (Вибуркол) или микроклизмами (Микролакс).

Не менее важны физическая активность ребенка, ликвидация гипо динамии, занятия физкультурой, особенно теми видами спорта, которые стимулируют тонус мышц спины и брюшного пресса, улучшают осанку, формируя мышечный корсет, танцами. Используют массаж и ЛФК, направ ленные на стимуляцию мышц брюшного пресса и мышц спины. Массаж живота и спины, выкладывание на живот особенно важны при функцио нальных запорах у детей грудного возраста.

«Тренирующие» клизмы. У детей с гипокинезией и нарушением эва куаторной функции толстой кишки, подтвержденной результатами инстру­ментального исследования (ирригография), в комплексной терапии приме­ няют повторные курсы так называемых тренирующих термоконтрастных клизм. Это подразумевает последовательное использование 2 клизм объемом до 100 мл с водой контрастной температуры (разница около 10 граду сов, не выше 26-28°С) с интервалом 2-3 мин по индивидуально разрабо танной схеме (с интерваломдня) в течение 1-1,5 мес.

Другие виды немедикаментозного лечения. К немедикаментозным ме тодам терапии относятся также все варианты психотерапии, различные комплексы физиотерапии, фитотерапия, иглорефлексотерапия, бальнео терапия. В частности, при гипокинетических запорах, гипотонии толстой кишки эффективно назначение электрофореза с препаратами из группы ин­ гибиторов ацетилхолинэстеразы (Прозерин, Убретид) на живот, по 10 про­ цедур на курс; минеральных газированных вод высокой минерализации («Ессентуки №17», «Донат Mg ») в холодном виде за 40 мин до еды из рас чета 3-5 мл/кг массы тела на прием 2-3 раза в день; массажа и курсов ЛФК, направленных на стимуляцию мышц брюшного пресса, мышц спины и поясничной области.

При гиперкинетических запорах и запорах в структуре СРК целе сообразно использовать седативные приемы физиотерапии, электрофо рез со спазмолитиками, слабоминерализованные щелочные минеральные воды («Ессентуки №4», «Славяновская», «Смирновская», дегазованные, в теплом виде). Для коррекции вторичных нарушений микробиоценоза ки шечника эффективен лекарственный электрофорез цинка и серы. Патоге­нетически оправдано назначение электрического поля УВЧ, обладающего выра женным противовоспалительным, обезболивающим, бактерицидным сенсибилизирующим действием, и СВЧ-поля сантиметрового диапазона. Используют и другие физиотерапевтические методики.

При функциональной обструкции, диссинергии мышц тазового дна больший эффект дает так называемая биофидбэктерапия — биологическа я обратная связь. Данный вид лечения основан на формировании условного рефлекса взамен утерянного безусловного. Методика осуществляется, помощью сенсорных датчиков, вводимых в задний проход и мониториру щих активность сфинктерного аппарата, а также сообщающих пациенту о состоянии сфинктера. Лечение проводится путем длительных тренировок (2-3 курса по 20 сеансов) пациента с использованием метода обрат ной связи. Кроме того, при данном виде терапии возможна так называемая стимулированная дефекация, при которой пациент тренирует правильную дефекацию с имитированным (внутриректальный баллон) стулом. Эффек тивность данного метода составляет 60-85%.

Медикаментозное лечение. При неэффективности немедикаментозных методов терапии возможно назначение медикаментозных средств, в числе которых препараты пищевых волокон, разные группы слабитель ных, некоторые пребиотики, регуляторы моторики толстой кишки и ряд дополнительных средств.

Препараты пищевых волокон. Пищевые волокна, как растворимые (пек­ тин, гемицеллюлоза, гуар), обладающие высокой водосвязывающей способ­ ностью, так и нерастворимые (отруби, целлюлоза, лигнин, агар-агар, морская капуста, льняное семя), увеличивающие массу фекалий за счет балластных веществ, представляют собой объемные гидрофильные слабительные агенты, требующие употребления значительного количества жидкости. Они особенно эффективны при повышении сенсорного порога толстой кишки к объему, так как увеличивают объем фекалий. Волокна перевариваются бактериями (пребиотическое действие) с образованием значительного количества метаболи­тов, повышающих осмотическое давление и тем самым влияющих на транс порт жидкости и двигательную активность толстой кишки. Однако объемные агенты не обеспечивают быстрого опорожнения кишечника и провоцируют избыточное газообразование. К этой группе препаратов относятся, в частно­сти, Эубикор (с 1 года), Рекицен-РД, Мукофальк (у детей с 12 лет) и др.

Осмотические слабительные — препараты, которые ускоряют транзит путем увеличения объема фекалий за счет повышения содержания в них в оды. К ним относят солевые слабительные (соли магния), которые не рек омендованы к применению в детском возрасте и могут дать серьезные ос ложнения; гидрофильные слабительные на основе полиэтиленгликоля и макрогола (Транзипег — с 1 года, Форлакс детский — с 6 мес); слабо абсорбируемые ди — и олигосахариды (изначально являющиеся пребиотиками), к которым относятся препараты лактулозы, в частности Дюфалак. С ледует учитывать, что, являясь прежде всего пребиотиком, лактулоза. Дает немедленного слабительного эффекта, ее послабляющее действие может начать проявляться лишь через 1-2 нед. систематического приема.

Дозы Дюфалака подбираются индивидуально, от 2,5 до 30 мл в день утром в 1 прием, до получения регулярного мягкого стула. В малых дозах пре парат оказывает пребиотический эффект и может назначаться длительно без возрастных ограничений.

Стимулирующие, или раздражающие, слабительные. Это вещества обладающие прокинетическим действием, повышающие интестинальную секрецию и снижающие абсорбцию. К этой группе относятся антрахинон (в том числе препараты сенны, крушина), касторовое масло, фенолфтад ин, препараты бисакодила (Дульколакс), пикосульфат натрия (Гутталакс) Препараты этой группы (за исключением двух последних) не рекомендованы к применению у детей в связи с большим количеством побочных эффектов. Препараты бисакодила и Гутталакс можно использовать у де тей старше 6 и 4 лет соответственно, коротким курсом преимущественно при условнорефлекторных (психофизиологических) запорах для преодоле­ ния негативизма, связанного с дефекацией.

Средства, размягчающие каловые массы, в частности вазелиновое масло. Эти препараты обладают низкой эффективностью и небезопасны, кроме того, при длительном применении снижают всасывание жирора­ створимых витаминов.

Препараты, непосредственно влияющие на моторику толстой кишки. Из этой группы препаратов в детской практике могут применяться: при гиперкинетических запорах — спазмолитики разных групп (миотроп ные: дротаверин, папаверин, альверина цитрат с симетиконом — Метеоспаз мил — с 12 лет; холинолитики: гиосцина бутилбромид — Бускопан — с 6 лет, препараты белладонны — желудочные капли); при гипотонии и гипокинезии толстой кишки — коротким курсом антихолинэстеразные препараты (Убретид, Прозерин). Препаратами выбора являются топические модуляторы мотори­ ки кишечника, сохраняющие нормальный тонус и перистальтику толстой кишки после купирования мышечного спазма сфинктеров. К этой группе препаратов относятся мебеверин (Дюспаталин) — с 12 лет, тримебутин (Три медат) — детские формы с 2 лет, Дицетел — с 12 лет. У детей с проктогенны ми функциональными запорами основную роль в медикаментозной тера; пии играют лекарственные средства для ректального применения – свечи со спазмолитиками и вяжущими препаратами (Анузол, Вибуркол, Альгин тол, папаверин) и микроклизмы (Микролакс — с грудного возраста).

В комплекс терапии запоров могут быть включены пробиотики и дру гие биопрепараты для коррекции вторичных нарушений микробиоценоза кишечника, препараты желчных кислот, желчегонные средства, ферменты, гомеопатические препараты. При гиперкинетических запорах или запорах в структуре СРК при необходимости целесообразно назначение психофар макотерапии.

Пример формулировки диагноза. Основной диагноз: Функциональный запор смешанного генеза, кологенный, с гипокинетической дискине зией толстой кишки. Осложнения: Анальная инконтиненция.

Профилактика функциональных запоров заключается в выполнении обще гигиенических норм, исключении подавления позыва на дефекацию, соблюдении диеты с достаточным количеством клетчатки и жидкости, режима дня и питания, достаточной физической активности. Прогноз при своевренменном начале терапии (до формирования инконтин енции и дилатации толстой кишки) благоприятный.

Неретенционная анальная инконтиненция /функциональный энкопрез, не связанный с запором)

Неретенционная анальная инконтиненция — не контролируемая ребенком дефекация в необычных местах (не в туалете) после приобрете­ ния туалетных навыков при отсутствии признаков задержки стула и отсут­ствии органического заболевания кишечника.

Код в МКБ-10: F 98.1 Энкопрез неорганической природы

По разным данным, функциональный энкопрез наблюдается прибли­зительно у 4,1% детей в возрасте 5-6 лет и у 1,6% детейлет. Чаще страдают мальчики. Функциональный энкопрез более характерен для де­тей из семей с низким социально-экономическим статусом.

Основными причинами функционального энкопреза являются психи­ческий стресс (острый или хронический), перенесенные в раннем возрас­ те кишечные инфекции, травмы позвоночника и спинного мозга (особенно на уровне дистальных сегментов), органические заболевания ЦНС, в том числе в результате перинатального поражения.

Диагностические критерии должны включать все из следующего (для ребенка не младше 4 лет):

• дефекация в асоциальных местах не реже 1 раза в месяц;

• отсутствуют данные, подтверждающие анатомические, воспалитель ные, неопластические или метаболические изменения, которые могли бы объяснить имеющуюся симптоматику;

• симптоматика наблюдается не менее 2 мес. до установления диа гноза.

Диагностика. Необходим тщательный анализ анамнестических дан ных, изучение особенностей дефекации и динамики развития симптомов. Основные диагностические мероприятия — пальцевое ректальное иссле­ дование, ирригография. Дополнительно проводят комплекс исследований Функционального состояния толстой кишки, рентгенологи­ ческое (по показаниям — МРТ) исследование пояснично-крестцового отд ела позвоночника, комплексное неврологическое обследование. Лабораторное обследование включает бактериологическое и паразитологическое исследования кала. Ребенок должен быть проконсультирован проктологом, нев рологом, психологом.

Дифференциальный диагноз проводят прежде всего с инконтиненц ией на фоне хронического запора, с органическими заболеваниями кишечника.

Лечение. Необходима работа с родителями, включающая разъяснение причин заболевания, обучение правильному поведению с ребенком, необ ходимости не наказывать и не стыдить его. Немедикаментозная терапия за­ ключается в формировании позыва на дефекацию в одно и то же время пу­ тем проведения туалетного тренинга, поощрения правильной дефекации В терапии функционального энкопреза используют тренировку сфинктера заднего прохода, электростиму ляцию и амплипульстерапию сфинктера заднего прохода и мышц промеж­ ности, другие физиотерапевтические методики, термоконтрастные трени­ рующие клизмы. Обязательны психотерапевтическая коррекция, соблюде­ ние режима труда и отдыха, занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, при необходимости назначение психофармакотерапии, рефлексотерапии. Необходимы длительное наблюдение за ребенком, предотвращение воздей­ ствия провоцирующих факторов, лечение возможных рецидивов.

Главный внештатный детский

здравоохранения Краснодарского края

Обзоры сервисов Pandia.ru

Проекты по теме:

Домашний очаг

Справочная информация

Техника

Общество

Образование и наука

Бизнес и финансы

Бизнес

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Наука

Товары

Услуги

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источник: http://pandia.ru/text/79/311/8835.php