Эхолалия до какого возраста норма

Posted by

Что такое эхолалия и когда она перестает быть нормой?



1. Определение понятий 2. Причины 3. Классификация 4. Диагностика 5. Лечение

В процессе формирования речи различные зоны коры претерпевают ряд последовательных изменений.

Оглавление:

На определенной ступени развития ребенок способен издавать отдельные звуки, затем произносить слова, в последующем возникает речеподражание и так далее. Без прохождения этих этапов полноценное построение языковых конструкций невозможно. Однако не всегда процессы формирования речи протекают физиологично. И порой нормальные функции начинают выступать в роли патологических симптомов.

Одной из таких необходимых для созревания центра речи ступеней считается эхолалия – явление, когда человек повторяет услышанную чужую речь. В каких случаях она перестает быть нормой и служит поводом для серьезных беспокойств?

Определение понятий

Эхолалия (echolalia) представляет собой неконтролируемое повторение услышанных фраз и слов. С одной стороны это является неотъемлемой ступенью в формировании второй сигнальной системы у ребенка. Так, речеподражание рассматривается как характерная возрастная норма для годовалого малыша и детей до 3 лет. С другой стороны – при сохранении явления у лиц старше 4 лет эхолалия может быть рассмотрена как патологический симптом.



Физиологическая эхолалия у детей служит необходимым компонентом для обучения коммуникативным навыкам и не является патологией.

При сочетании явлений речеподражания с задержкой психо-моторного развития у детей, а также эхолалия во взрослом возрасте всегда являются признаками патологии.

Эхолалия – это не самостоятельный диагноз, а симптом заболевания. Речеподражание может присутствовать в структуре алалии (задержки речевого развития) и афазии (потери уже сформированной речевой функции).

У детей старше четырех лет и взрослых людей эхолалия является признаком патологии.

Причины

Симптом повторения услышанных слов и фраз возникает в результате несостоятельности центра моторной речи, локализованной в лобной доле. Как явление нормы такой симптом свойственен малышам первого года жизни (от 6 до 12 месяцев), а также для детей постарше (трех-четырех лет). Как патологическое состояние речеподражание может быть следствием нарушения целого ряда высших психических функций.



Эхолалия в детском возрасте часто проявляется в результате:

  • перинатальной патологии нервной системы;
  • синдрома Туретта;
  • шизофрении;
  • аутизма (autism).

Подобные проявления у взрослых, как правило, рассматриваются как составляющая синдрома моторной афазии, причинами которой могут стать:

  • цереброваскулярные заболевания;
  • нейроинфекции;
  • новообразования головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалопатия.

Вне зависимости от причин возникновения симптом патологического речеподражания требует обязательной оценки степени тяжести, клинических особенностей и индивидуальной программы коррекции.

Классификация

Клинически эхолалию подразделяют на два вида. Если речеподражание следует сразу за произнесенной со стороны фразой, можно говорить о немедленной форме. Существует и отсроченная эхолалия, при которой услышанное ранее слово, фраза или предложение повторяются по истечению определенного времени.

Немедленная эхолалия рассматривается как более благоприятная форма. Как правило, она свойственна детям с недостаточностью центров речи и взрослым с явлениями моторной афазии.



Отсроченное речеподражание должно настораживать в большей степени в связи со сложностью патогенеза и трудностями его преодоления. Чаще всего оно является следствием нарушения целого ряда высших психических процессов. Отложенная по времени эхолалия может быть проявлением таких феноменов как:

  • самостимуляция или стимминг. При этом человек воспроизводит уже пережитые эмоциональные ощущения за счет проговаривания ранее услышанных слов;
  • посыл настроения окружающим, возникающий как способ коммуникации при передаче эмоциональной окраски слов. Данное проявление типично для лиц, страдающих аутизмом;
  • систематизация информации. Необходимость повторять слова возникает в результате возобновления в памяти действий и событий при помощи речеповторения.

Отсроченная форма эхолалии может встречаться при тяжелых психических расстройствах, таких как аутизм и шизофрения, и, как правило, сочетается с девиантным поведением.

Диагностика

Несмотря на то, что эхолалия в определенном возрасте рассматривается как неотъемлемая составляющая формирования нормальной речи, сохранение подобного явления служит поводом для серьезных беспокойств. Ранняя диагностика патологического речеподражания имеет решающее значение в связи с более легкой курабельностью незапущенных случаев.

Само распознавание эхолаличной речи не представляет особых сложностей. Окружающие легко замечают автоматическое проговаривание услышанных со стороны слов, фраз или предложений. Однако, учитывая сочетание подобной патологии с рядом других познавательных нарушений, требуется проведение комплексного нейропсихологического тестирования, методы которого могут разниться в зависимости от клинических особенностей заболевания и возрастной группы пациента. Работа нейропсихолога направлена на выявление и анализ высших психических функций для определения и проведения дифференциальной диагностики многих неврологических заболеваний. Выраженность когнитивного дефицита во многом определяют тактику ведения пациента и исход болезни.

Крайне важно проводить повторные нейропсихологические исследования в рамках динамического наблюдения за пациентом.



Лечение

Комплекс лечебных мероприятий при эхолалии зависит от причины ее возникновения, возраста пациента и сочетания с другими расстройствами высших психических функций.

Физиологическое речеповторение у детей до четырех лет не требует стороннего вмешательства. Такая ситуация нуждается лишь в контроле со стороны родителей и помощи в правильном формировании центров речи. Для этого необходим регулярный диалог с ребенком с четким произнесением слов, чтобы ребенок мог правильно услышать старших. Кроме того, важно создать благоприятную психологическую атмосферу и ограничить возможные стрессовые ситуации.

Лекарственная терапия патологической эхолалии не проводится. Коррекция речеподражания возможна с помощью ряда нейропсихологических методик, позволяющих правильно сформировать речевые навыки и привести их к установленным нормам. На этом этапе также важно соблюдать принципы родительского контроля над собственной речью и препятствия резким эмоционально-психическим перегрузкам ребенка.

Медикаментозное лечение эхолалии оправдано, если она является составляющей органического поражения головного мозга, требующего введения тех или иных лекарственных препаратов.

Феномен эхолалии в рамках синдрома моторной афазии нуждается в коррекции основного заболевания, ставшего причиной развития патологии (инсульта, нейроинфекции, травмы и так далее). Однако и здесь параллельно должна идти нейропсихологическая коррекция, проводимая врачом-афазиологом для восстановления поврежденного центра речи.



Речевое общение является важнейшей составляющей нашей повседневной жизни. Ограничения речевых навыков существенно изменяют коммуникативную способность человека, снижают его социальную адаптацию и качество жизни.

Эхолалия не только выступает в роли фактора, препятствующего формированию общепринятых норм речевой активности. В определенных случаях она может являться признаком серьезной патологии головного мозга. Несмотря на то, что сам феномен речеподражания имеет физиологическую основу, в определенных случаях эхолалия нуждается в лечении. Своевременное выявление перехода нормального этапа развития ребенка в патологическое состояние позволяет в более короткие сроки скорректировать речевые нарушения и адаптировать пациента к общению с окружающими.

Рекомендуем

Комментарии ( 0 )

Написать комментарий

Заболевания

Желаете перейти к следующей статье «Миотония – описание и классификация синдромов, причины и лечение заболевания»?

Копирование материалов возможно только с указанием активной ссылки на первоисточник.

Источник: http://mozgius.ru/bolezni/nevrologiya/ehkholaliya.html

Эхолалия: что это и как ее использовать для развития ребенка

Эхолалия – это термин, который используют для описания ситуации, когда ребенок повторяет или имитирует слова, сказанные другим человеком. Например, если вы спрашивает малыша: «Ты хочешь котлету?», и он говорит «Хочешь котлету», а не «Да», то вы имеете дело с эхолалией.

Также существует «отложенная эхолалия», когда ребенок повторяет что-то, что он слышал достаточно давно: например, строчку из фильма, который он посмотрел неделю назад.

Является ли эхолалия нормальным явлением?

Если дать ответ одним словом, то он будет неоднозначным: иногда.

Эхолалия, когда ребенок только учится говорить, это абсолютно нормальная часть развития речи. Дети повторяют то, что слышат вокруг себя: так они приобретают и закрепляют слова.

Если спросить ребенка в возрасте до 1,5 лет «Пойдем купаться?», он, скорее всего, ответит «Купаться», а не «Да». По мере того, как навыки и умения растут, дети все больше используют собственные слова и эхолалия постепенно угасает.

Некоторые дети, однако, не перерастают стадию эхолалии. Они лишь повторяют за другими и очень редко используют собственные слова и предложения.



Не редкость и другой речевой феномен: дети говорят исключительно репликами из фильмов и рекламы. Такую эхолалию нельзя отнести к нормальному развитию. Ее наличие показывает, что у ребенка есть проблемы с использованием речи.

Когда в норме должна прекратиться эхолалия?

Дети возрастом между годом и двумя должны много повторять за вами и часто использовать эхолалию. Именно так они учатся.

К двум годам, однако, вы должны наблюдать отчетливое использование собственных слов. Эхолалия может использоваться, когда вы задаете сложный вопрос или даете указания, но, помимо этого, должны применяться и самостоятельно придуманные фразы. В два года речь не должна сводиться только к имитации.

К трем годам эхолалия должна быть на минимальном уровне. Трехлетние дети должны придумывать собственные простые предложения, чтобы общаться с окружающим их миром. Эхолалия должна иметь эпизодический характер.

Что касается отложенной эхолалии, она нормальна, когда ребенок посмотрел фильм и в игровой форме заново переживает его события. Когда же малыш «застревает» на одной фразе или сцене и повторяет ее снова, и снова, и снова – налицо проблема.



Повторим нашу мысль еще раз: если ребенок посмотрел новый мультфильм и просто влюбился в него, повторение запомнившихся фраз нормально и естественно. Но время идет, новизна стирается, и малыш знакомится со все новыми фильмами и передачами. Если он игнорирует новый опыт и полностью замыкается на некотором количестве готовых сценариев, нужно констатировать, что мы имеем дело как минимум с проблемой развития речи.

Как воздействовать на эхолалию — в пользу развития ребенка

Лечение эхолалии не так очевидно, как может показаться. Это обусловлено тем, что эхолалия может иметь различные причины, которые необходимо установить и понять.

Если ребенок не знает, какие слова использовать – это один случай, а если он получает успокоение в том, что повторяет строчки из кинолент – это уже иная ситуация.

Важно, чтобы проблемы ребенка изучил опытный специалист-психолог, который сможет определить, что лежит в основе речевых повторов.

Тем не менее, существуют определенные приемы, которые родители могут успешно использовать, чтобы сократить число случаев эхолалии в старшем детском возрасте или при наличии диагноза РАС.



Когда эхолалия вызвана плохими речевыми навыками

Эта причина является наиболее частой: ребенок не знает, что сказать, поэтому просто повторяет за взрослым. Такая ситуация не требует «лечения» эхолалии как таковой: нужно преодолевать задержку речевого развития.

Если ребенку не хватает лексики, чтобы спонтанно использовать ее для вопросов, ответов и диалога, нужно работать над увеличением словаря.

Если малыш использует эхолалию для ответов на вопросы, нужно определить, знает ли он вообще, как на них отвечать. Если нет, это незнание нужно насытить умением правильно реагировать в диалоге с вопросами от собеседника.

В этой ситуации работа специалиста сводится к развитию навыков, пребывающих в зачаточном состоянии. Необходимо, чтобы новые крепкие навыки вытеснили временно заменяющую их эхолалию.

Когда ребенок использует эхолалию для просьб

Возможно, вам знакома ситуация, когда ребенок говорит вам: «Взять тебя на руки?» (имея, конечно, ввиду «Возьми меня на руки»). В данном случае он использует услышанную от вас в определенных обстоятельствах фразу и не задумывается о ее точном смысле. Произнесите правильный вариант и попросите малыша повторить его, чтобы верные слова отложились в памяти.



Если ребенок все лучше понимает речь, можно также реагировать и на его ошибки как на отдельные фразы. Он говорит вам: «Ты хочешь печенья?» Ваш ответ: «Я не хочу, а ты – хочешь. Скажи правильно: дай мне печенья». Такой подход еще больше подчеркивает разницу между тем, что говорит ребенок, и что он имеет в виду.

Когда ребенок отвечает эхолалией на вопросы

Очень часто в качестве ответа на вопрос ребенок повторяет его последнее слово.

Вот ряд шагов, как обучить малыша самой идее вопроса и ответа (переход на следующую ступеньку может занимать несколько недель):

  1. Выберите один тип вопроса (например: «ты хочешь это?» или «что это?»)
  2. Задавайте вопрос и тут же отвечайте на него сами, не делая паузы. Это звучит так: «Хочешь морковку? Да». В идеале, ребенок начнет имитировать слово «Да». Продолжайте эту практику, пока ребенок не будет стабильно повторять за вами последнее слово-ответ.
  3. Снова задавайте вопрос, но уже на этот раз добавляйте к нему только первую букву ответа. «Хочешь морковку? Д-д-д…». Этим вы поощряете малыша сказать весь ответ самостоятельно. Если у вас это не получается, произносите слово «Да» сами, но затем все равно возвращайтесь к одной лишь первой букве. Добейтесь того, чтобы первой буквы было достаточно, чтобы ребенок произносил остаток ответа сам.
  4. Снова задавайте вопрос, но теперь лишь артикулируйте первую букву, не произнося ее вслух. Показывайте на свой рот, чтобы ребенок видел, что вы готовы произнести звук.
  5. Отказывайтесь от подсказок полностью, добившись стабильного ответа на свой вопрос.
  6. Когда один вид вопроса освоен, переходите к другому. Продолжайте обучение, пока не создадите у ребенка большого запаса готовых вопросов и ответов на них. Такой подход повышает шансы на то, что малыш начнет спонтанно использовать накопленные знания.

Когда ребенок повторяет вашу фразу

Этот вид эхолалии заставит вас изменить точку зрения на то, какой вы вдумчивый родитель и старательный логопед. Вот как выглядит такая эхолалия:

Логопед: «Миша, как говорит собака?»



В этот момент вы осознаете, что произносили фразу «Молодец, Миша» всякий раз, когда малыш давал правильный ответ, и она закрепилась у него в памяти.

Важно погасить эту эхолалию, поскольку она не несет в себе никакой полезной функции. Приступают к работе обычно так: повторяют за ребенком его слова, делают паузу и затем используют другие слова похвалы. Вот как звучит диалог:

Логопед: «Миша, как говорит собака?»

Логопед: «Гав-гав. (пауза) Собака говорит «Гав-гав», ты прав».

Если подобный подход не решает проблемы, тогда вам нужно откатиться в обучении на несколько стадий назад. Предлагайте малышу вопрос и ответ вместе: «Как говорит собака? Гав-гав». Если он пытается добавить «Молодец, Миша!», перебивайте его и снова повторяйте «гав-гав». Ребенку понадобится время, чтобы переучиться: со временем такая эхолалия сойдет на нет.



Когда эхолалия служит целям самостимуляции

Некоторые дети используют эхолалию для развлечения и ухода от тревог. Мы называем такое применение эхолалии самостимулирующим, потому что оно служит цели получения удовольствия.

В этом случае эхолалия является еще одним примером стереотипий или «стимов», наблюдаемых при аутизме. Некоторые дети «стимятся» раскачиваясь вперед-назад или делая взмахи руками. Другие используют для этого речь.

Такое поведение можно часто встретить, когда дети чем-то обеспокоены. Если ребенку приходится сталкиваться с непредсказуемым внешним миром, если он не понимает, что происходит вокруг него и по какой причине, он может найти убежище в чем-то знакомом и предсказуемом – например, в цитировании наизусть всего фильма. Это ободряет и дает успокоение: фильм известен заранее и всегда останется одинаковым, что бы ни случилось.

Другие дети с РАС могут прибегать к отложенной эхолалии как к стиму, когда испытывают скуку или отстранились от мира вокруг. Они сбегают в собственный мир, где в кинотеатре внутри их головы идет «Золушка», и они могут смотреть ее сколько угодно, повторяя за героями их слова в качестве развлечения.

Имейте в виду, что по сути – это способ получения удовольствия, который сам по себе не несет никакого вреда. Ребенку должно быть позволено проводить часть времени в использовании эхолалии в качестве развлечения — аналогично тому, как юный футболист может проводить несколько часов, гоняя мяч. Тем не менее, есть ситуации, когда такую эхолалию разрешать нельзя.



Например, когда ребенок находится в классе, и учитель проводит урок, эхолалии-отвлечения недопустимы. Аналогично обстоят дела с помещениями, где необходимо соблюдать тишину (например, библиотека, театр, кинотеатр). Если не научиться гасить эхолалию, ребенок не сможет посещать занятия и быть частью общества.

  • Если причина состоит в стрессе, нужно найти альтернативные способы гашения эмоций или разъяснить ситуацию. Можно использовать социальные истории, чтобы ребенок четко представлял себе, что происходит вокруг, и какой реакции от него ждут. Кроме того, можно обучить малыша приемам самоуспокоения, используя дыхание и предметы-«якоря».
  • Если же причина – в скуке или отрешенности, нужно вовремя вернуть ребенка в наш мир. Для этого учитель может время от времени адресовать малышу вопросы, чтобы удержать на себе детское внимание. Если вы понимаете, что стимов не избежать, делайте их менее выраженными и заметными – выдайте ребенку резиновый мячик, который можно вертеть и сжимать в руках, или же бусы-четки для перебора пальцами.
  • Если ребенок не осознает, что использует эхолалию, а просто следует привычке, его нужно научить правилам саморегуляции: когда можно говорить вслух, а когда – нет. Используйте визуальное напоминание, чтобы ребенок помнил, что время на уроке – не для стимов. Часто осознание ребенком своего поведения и установление лимитов, если и не решают проблему, то позволяют держать ее под контролем.

Как использовать эхолалию для наработки готовых речевых шаблонов с личным местоимением Я

Многие дефектологи и психологи акцентируют внимание на методе «говорить от лица ребенка», который особенно эффективен для детей с РАС на первом порах появления эхолалии .

По сути вы должны озвучивать желания ребенка и описания действительности от ЕГО ЛИЦА — предоставляя ему ДЛЯ ПОВТОРА (!) готовые фразы в распространённых житейских обстоятельствах.

Например, для начала сопровождайте все действия по самообслуживанию и описанию текущего момента Я-конструкциями:

  • Что ты делаешь? — Я кушаю. Я иду по дороге. Я иду ножками. Я купаюсь. Я купаюсь в ванне. Я одеваюсь. Я одеваю носки на ноги. Я кладу ботинки на место. Я мою руки.

Также сопровождайте Я-конструкциями все моменты, когда особенно важно, чтобы ребенок поскорее научился объяснять свои чувства и желания:


  • Ребенок капризничает. Вы предлагаете: «Объясни словами: что ты хочешь?» — Я устал. Я хочу отдыхать. Я хочу кушать. Я хочу спать. Я хочу пить. Я хочу на руки. Я хочу на качели.

Постепенно можно включать в перечень Я-конструкций свои предположения об эмоциях, которые очевидно испытывает ребенок:

  • Папа пришел с работы — «Я рад папе».
  • Вы с малышом нашли игрушку в процессе игры в прятки — «Я рад кукле».
  • Ребенок ищет по комнатам бабушку после ее визита в гости — «Где бабушка? Я скучаю за бабушкой».
  • Ребенок боится собаки на улице — «Я боюсь собаку».
  • Ребенок крепко обнимает маму, снова увидев ее в конце дня в детском саду — «Я люблю тебя / Я люблю маму».

Это ВЫ говорите эти слова: «Я кушаю», «Я хочу на руки» и т.п. Согласно опыту многих специалистов и теории формирования речи у детей с РАС в эти моменты ребенок запоминает формулировки соответственно обстоятельствам и эмоциям. Они фиксируются в памяти, из которой потом может быть сформирована речь при РАС – пусть и не самыми обычными путями и темпами.

Является ли эхолалия при РАС проявлением положительной динамики?

Как уже отмечалось, нейротипичные дети тоже проходят стадию эхолалии как переход к спонтанной речи, но длится она у них не очень долго. У детей с РАС этот переход отнимает больше времени, но все равно нередко случается.

По мнению многих специалистов, если при эхолалии нарастает разнообразие и интенсивность в течение дня, то это хороший знак на пути к самостоятельной речи. Тем более, когда вы слышите от ребенка достаточно чистое и гладкое произношение при повторе слов и фраз.

Очень часто у детей с РАС страдает грамматика, усвоение личных местоимений, предлогов, склонения прилагательных и спряжения глаголов. Но многократно повторенные словесные блоки все-таки анализируются мозгом и используются не вхолостую, а чтобы превратится в спонтанную речь.

Такой переход у детей с аутизмом, как правило, происходит в более позднем возрасте, с большими усилиями и зачастую без вполне гладкого конечного результата.



Однако вербальные взрослые люди с аутизмом подтверждают гипотезу о том, что накопленные при эхолалии целые фразы со временем дробятся на части, которые соединяются друг с другом — для создания новых сочетаний. Например, Темпл Грандин, известная женщина с аутизмом, описала такой опыт следующим образом:

«Вот что происходит: когда на моем жестком диске записывается все больше фраз, тогда я могу комбинировать их разными способами, и моя речь уже не напоминает включенный диктофон. Это постепенный процесс: с каждым днем ты говоришь все лучше, и лучше, и лучше».

Перевод с дополнениями

Живу на берегу Чёрного моря, в солнечной Одессе, знаменитой благодаря искромётному юмору и многонациональному колориту. Широкий кругозор, хорошее образование, знание английского языка и быстрая обучаемость помогают относиться к трудным задачам жизни с интересом и оптимизмом. Сложности в развитии детей воспринимаю как идеальный мотиватор для родителей, чтобы стать лучше, знать больше, освободиться от лишней суеты и ещё эффективнее заниматься главным. А главное – это те, кого мы любим.

Оставить комментарий Click here to cancel the reply

Новые статьи

Новые материалы

Об ассоциации

АККП — Ассоциация родителей и специалистов, созданная с целью помощи в реабилитации детей с особенностями.



Аутизм

Развитие и oбучение

Нарушения и помощь

Методы коррекции

Полезные материалы

Напишите нам

Напишите нам, и мы постараемся ответить в течение 24 часов.

Все права защищены и принадлежат АККП ©2018

Перепечатка материалов разрешена только с указанием прямой индексируемой ссылки на соответствующую страницу сайта corhelp.ru

Администрация сайта АККП не несет ответственности за содержание Материалов, размещаемых на сайте Пользователями, а также за возможные нарушения прав третьих лиц в связи с размещением Материалов на Сайте. В случае поступления претензий от третьих лиц, связанных с размещением Материалов, Администрация оставляет за собой право без предупреждения удалить любые материалы Пользователей, вызвавшие претензию. Обращаться с претензиями можно через контактную форму.

Источник: http://www.corhelp.ru/narusheniya-i-pomoshh/eholaliya-chto-eto-i-kak-ee-ispolzovat-dlya-razvitiya-rebenka/

Проявление эхолалии у детей: виды, симптомы, коррекция

Эхолалия – речевое нарушение, при котором непроизвольно (автоматически) повторяются чужие слова или фразы. Диагностируется заболевание преимущественно у детей, иногда встречается и у взрослых.



К эхолалии близка палилалия (в спец. литературе обозначена как “аутоэхолалия”). Так называют автоматическое повторение собственных слов, оно отличается от эхолалии тем, что такое слово (фраза) воспроизводится беспрерывно, причем с нарастающей скоростью.

Заболевание можно распознать самостоятельно. Особенно опасна не распознанная вовремя эхолалия у детей, симптомы которой можно спутать с простым обучением говорению.

Что такое эхолалия

Это заболевание представляет собой неврологическое расстройство речи (устной), характеризующееся бесконтрольным повторением услышанных от других фраз и слов.

До четырех лет, когда формируется умение говорить, копирование чужой речи не считается аномалией. Ребенок в этом возрасте, практикуясь в произношении звуков и осваивая навыки социальной речи, повторяет слова и фразы за взрослым. Со стороны может показаться, что он бездумно воспроизводит услышанное, но на самом деле это попытка вступить в диалог. Такое речевое поведение быстро проходит.

В более позднем возрасте (старше четырех лет) эхолалия уже не является нормой; нужно обязательно обратиться к узкому специалисту, чтобы проконсультироваться по поводу предполагаемого заболевания.



Патология может быть проявлением задержки развития, аутистического или неврологического нарушения. Самолечение здесь недопустимо, так как только специалисты помогут исправить ситуацию.

Виды эхолалии

Специалисты делят заболевание на несколько видов. Эхолалия бывает отложенной (отсроченной) и немедленной.

В детской речи виды эхолалии проявляют себя не одинаково.

При немедленной форме эхолалии услышанные слова другого человека, из телепередачи или иного источника звуки, фразы повторяются ребенком сразу же. К примеру, на вопрос: «Ты замерз?» малыш ответит: «Ты замерз». Так он старается показать свою способность говорить и повторять звуки. Но первоначально ребенок не понимает смысла сказанного, отчего могут иметь место истерики.

Состояние считается нормой, если нарушения в речи занимают короткий период. В том случае, когда они задерживаются на долгие годы, эхолалия является типичным симптомом какого-либо психоневрологического заболевания.



Немедленная форма эхолалии

Разберем, что представляет собой немедленная форма заболевания. Она выполняет такие функции в формировании речи:

  1. Поддержание разговора. Ребенок уже понимает, что речь строится на обмене репликами, но бедный словарный запас не позволяет ему понять смысл всего сказанного и сформулировать адекватный ответ. Поэтому он, в попытке поддержать разговор, просто воспроизводит слова, которые он слышал от взрослого.
  2. Согласие. Есть версия, что дети повторением слов другого человека выражают свое согласие. Они уже научились говорить «нет», но еще не знакомы со словом «да». Ребенок повторяет его, сопровождая кивком головы. Например, мама спрашивает: «Маша хочет кушать?» и дочь отвечает: «Маша хочет кушать». Родители могут сами провоцировать болезнь, не понимая, до какого возраста эхолалия – относительная норма. Недопустимо обращаться к шести − семилетнему ребенку в третьем лице!
  3. Попытка понять речь взрослых. Механизм схож с усвоением иностранного языка. Повторяя, человек вслушивается в слово, пробует его «на вкус».

Отсроченная эхолалия у детей характеризуется тем, что заученные чужие фразы повторяются на публике, причем спустя какое-то время и в неуместной ситуации. Наиболее явные характерные признаки этого вида эхолалии не остаются незамеченными – обычно родители чувствуют неудобство перед посторонними и сразу обращают внимание на патологию.

Отсроченная форма эхолалии

При отсроченной эхолалии чаще всего основным диагнозом является аутизм. Этот вид выполняет следующие функции:

  1. Стимминг (аутостимуляция). Повторение отвлекает от ощущения стресса, позволяет справиться с напряжением, дает возможность получить сильные положительные эмоции.
  2. Выражение настроения. Повторяются слова, услышанные ранее, связанные с отрицательными или положительными эмоциями, но вне связи с текущей ситуацией. Например, отец похвалил сына и сказал: «Куплю тебе мороженое», в результате фраза закрепилась положительной реакцией. Когда в школе учитель похвалит мальчика за выученный урок, ребенок может выдать совсем не к месту фразу: «Куплю тебе мороженое» чужому взрослому человеку.
  3. Подведение итогов. С помощью повторения одного слова обрабатывается и систематизируется поступившая за день информация.

Если у детей наблюдаются одно или несколько проявлений, можно говорить о том, что нужно бить тревогу. Чтобы не допустить прогрессирования болезни, уже при появлении первых признаков нужно обратиться к специалистам и разобраться в причинах развития эхолалии.

Причины и симптоматика заболевания

Некоторые патологические состояния, психические, неврологические заболевания вызывают аномалию речи. Иногда (как при аутизме) отрицательные, на первый взгляд, симптомы даже служат показателем того, что функции эхолалии налицо.

Причины заболевания такие:

  • повреждение определенной части головного мозга (лобной доли);
  • неврологические и психические патологии;
  • умственная отсталость;
  • проявление аутизма и шизофрении;
  • синдром Ретта (тяжелое генетическое заболевание) / Туретта;
  • имбецильность (олигофрения);
  • опухоль головного мозга;
  • дислексия;
  • дисфазия.

Определение основного заболевания (равно как и причины патологии) – основополагающий момент, так как при лечении эхолалия проходит.

Основные симптомы эхолалии:

  1. Повторение слов, фраз, предложений из чужой речи (собеседника, теле- и радиопередачи): 1) В ходе разговора при немедленной форме. 2) Через промежуток от 10 минут до месяца независимо от ситуаций (при отсроченной).
  2. Самостимуляция (управление определенными эмоциями: ребенок повторяет фразу или слова, ассоциирующиеся с удовольствием).
  3. Систематизация информации (проговаривание услышанного за день).
  4. Тихая или неестественно громкая речь, неправильная интонация, скудная мимика, заученное свое произношение.
  5. Отсутствие реакции на имя.
  6. Отсутствие зрительного контакта с собеседником.

Симптоматика напрямую связана с видом нарушения. Общим является только повторение чужих слов. Если даже частично появляется данное состояние, то необходимо поместить больного под наблюдение врача, чтобы вовремя начать лечение. Точную причину эхолалии у детей, проанализировав симптомы у ребенка и проведя комплексное обследование, определит только врач.

Методы коррекции

С целью диагностики эхолалии сначала обращаются к психологу или психоневрологу (дополнительно — к логопеду и дефектологу). После беседы с ребенком и тестирования его состояния врачи ответят на все вопросы, волнующие родителей, и точно определят, норма это или отклонение.

При подозрении на эхолалию назначают обследование:

  1. анализ крови и мочи;
  2. анализ ДНК;
  3. ультразвуковое исследование (выявляет степень повреждения мозга);
  4. электроэнцефалограмму;
  5. магнитно-резонансную томографию (выявляет нарушение развития головного мозга);
  6. проверку слуха (для исключения тугоухости).

Если диагноз не подтвердился, то коррекция речи у детей все равно .необходима.

При общении с ребенком взрослые должны быть предельно осторожными:

  1. говорить четко, не спеша, спокойным тоном;
  2. добиваться краткого ответа на вопросы (да или нет);
  3. оберегать ребенка, страдающего эхолалией, от стрессовых ситуаций;
  4. вести себя терпеливо, с пониманием;
  5. не прерывать, если ребенок повторяет слова или фразы;
  6. вникать в смысл сказанного;
  7. целенаправленно увеличивать словарный запас ребенка, так как должен всегда быть большой выбор слов для общения.

Эти рекомендации особо важно соблюдать воспитателям и учителям при общении с «особенными» детьми.

При выявлении речевых дефектов коррекцией занимается врач-логопед. Возможно, понадобится обращение к специалисту за дополнительной консультацией. Исправление нарушений и лечебные мероприятия, раскрывающие лечение эхолалии, проводятся в этом случае немедикаментозным способом.

Выявленный аутизм или психические патологии, спровоцировавшие у детей эхолалию, требуют лечения. Подбирает его исключительно специалист − конкретно для каждого пациента.

Анализируются ситуация, интонация, мимика, ритм речи и другие нюансы во время общения, которые помогут лучше понять больного эхолалией.

Медикаментозно лечится не сама эхолалия, а патологии, которые спровоцировали ее появление.

Что нужно понимать родителям

Если пустить течение заболевания на произвол, то подрастающий человечек не поборет беспокойство, не научится вести беседу и не сможет правильно выражать свои мысли. В то же время при достаточном желании и старании родители могут максимально полно справиться с отклонениями развития ребенка. Победить болезнь окончательно, возможно, не получится, но вот наладить коммуникацию со сверстниками, превратив патологию в инструмент взаимодействия с окружающими, вполне реально.

Повторяя слова и фразы, услышанные от других людей, ребенок пытается побороть речевую проблему, самовыразиться. Для адаптации маленьких пациентов специалисты дают родителям следующие рекомендации:

  • не останавливать, не перебивать высказывания;
  • больше общаться, поддерживать любой разговор;
  • обращать внимание на все сказанное, даже если оно кажется бессмысленным;
  • заниматься регулярно, в спокойной, доверительной обстановке;
  • задумываться о том, зачем и в каких ситуациях малыш повторяет услышанное;
  • видоизменять речевую информацию, поступающую из звуковых источников, добавлением новых слов («Папа
  • пришел с работы» − «Папа пришел из магазина» − «Папа принес из магазина продукты»);
  • повторять любимые фразы ребенка, постепенно видоизменяя их;
  • так формулировать вопросы, чтобы ответ звучал конкретно: «да» или «нет»;
  • поощрять адекватно выраженные эмоции малыша;
  • следить за своей речью, чтобы она была размеренной, говорить коротко, ясно и понятно;
  • ограждать от стрессов, не кричать на ребенка, не ругаться при нем.

Существуют методики борьбы с отклонениями, ускоряющие эффект работы врачей. Самая действенная – подкрепление речи тактильными, обонятельными и визуальными ощущениями. Использование картинок, реальных вещей (продуктов, предметов) помогает понять ребенка, избежать вызванных непониманием истерик.

При выполнении рекомендаций родителями эхолалия в младшем возрасте исчезает бесследно. Но даже если заболевание является симптомом более серьезного расстройства, она постепенно может стать минимально заметной. Совместная работа специалистов и родителей по адаптации ребенка всегда дает положительный результат.

Получайте самые интересные, экспертные статьи недели, посвященные здоровью детей прямо на почту!

В 76% используя наши статьи, вы сможете вовремя распознать начинающуюся болезнь у вашего ребенка!

Источник: http://deteylechenie.ru/psihiatriya-nevrologiya-psihologiya/ehkholaliya-u-detej.html

Эхолалия: симптомы и лечение

Эхолалия — основные симптомы:

  • Нарушение координации движения
  • Галлюцинации
  • Отставание в умственном развитии
  • Повторение услышанных слов
  • Забывчивость

Эхолалия – расстройство речевого поведения, при котором человек повторяет услышанные где-то или сказанные кем-то фразы и отдельные слова. Такой тип поведения свойственен маленьким детям, поэтому у них часто можно наблюдать признаки естественной эхолалии, которая является частью их познавательной активности. Например, малыши могут повторять слова за родителями в возрасте от 6 до 12 месяцев, и такое поведение является нормой. Также в более старшем возрасте (3–4 года) дети обучаются коммуникативным навыкам с помощью повторения слов собеседника, и это тоже не является патологией.

Патологическим можно назвать состояние, при котором у ребёнка происходит задержка умственного развития на фоне выраженной эхолалии. Кроме того, расстройство речи у взрослых также не может быть нормой – эхолалия во взрослом возрасте всегда является признаком патологии.

Причины

На сегодняшний день специалистами хорошо изучены причины данной патологии. Чаще всего появление симптомов заболевания связано с поражением лобных долей головного мозга. Поэтому если у ребёнка или взрослого наблюдаются и другие симптомы, такие как забывчивость, нарушение координации, галлюцинации и т. д., требуется незамедлительно обращаться с проблемой к врачу, чтобы он назначил адекватное лечение.

Если же поражение мозга не установлено, можно говорить о других причинах развития эхолалии, таких как:

Любая из этих патологий может быть выявлена в детском возрасте, поэтому, когда говорят об эхолалии у людей во взрослом возрасте, чаще всего речь идёт о не диагностированной психической патологии в детские годы.

Разновидности

Заболевание может проявляться двумя видами. Эхолалия бывает:

Немедленная характеризуется тем, что больной ребёнок сразу же после произнесения его собеседником определённой фразы или слова, повторяет её в точности. Либо же он может повторять фразы и слова, услышанные по радио или телевидению.

Данный вид эхолалии свойственен маленьким детям и часто носит физиологический характер. Если же речь идёт о патологическом состоянии, то такое поведение является возможностью для человека заполнить промежутки в речи, до того момента, как он осознает сказанное собеседником.

Отсроченная эхолалия – повторение определённых услышанных где-то предложений и слов по истечении какого-то времени, например, 10 минут, часа, дня и т. д.

Такое поведение носит компенсаторный характер и может характеризоваться такими функциями, как:

  • функция самостимуляции, при которой человек пытается воспроизвести свои ощущения и эмоции, пережитые в прошлом;
  • функция передачи настроения – таким способом человек пытается общаться с окружающими (что часто свойственно детям и взрослым с аутизмом), демонстрируя им не само слово, а его эмоциональную нагрузку;
  • функция систематизации информации, когда с помощью отдельных фраз и слов, услышанных за день, человек воскрешает в памяти прошедшие события и систематизирует их в своей голове.

Диагностика и лечение

Лечение эхолалии не требует применения лекарственных препаратов, поскольку данная патология по своей сути относится к психическим нарушениям, для коррекции которых ещё не разработаны соответствующие медикаменты. В то же время она легко поддаётся психологической коррекции, поэтому первое, что следует сделать родителям, заметившим у ребёнка признаки эхолалии, или взрослым с симптомами патологии – обратится к хорошему психотерапевту или психоневрологу.

Если речь идёт о естественной эхолалии, то её симптомы могут самостоятельно исчезнуть с течением времени – когда ребёнок найдёт другие способы самовыражения. Тем не менее родителям нужно придерживаться некоторых важных рекомендаций. Коррекция поведения ребёнка вынуждает родителей:

  • говорить с ребёнком всегда спокойно;
  • нормализовать атмосферу в семье (избегать ссор и криков);
  • задавать малышу наводящие вопросы, требующие чёткого ответа «да» или «нет»;
  • оберегать своих детей от стрессов.

Когда же речь идёт о патологическом состоянии, требуется тщательное обследование пациента на предмет выявления психических расстройств. И вот с целью коррекции этих расстройств, лежащих в основе эхолалии, врачом могут быть назначены определённые психостимуляторы, транквилизаторы или нейролептики.

Если Вы считаете, что у вас Эхолалия и характерные для этого заболевания симптомы, то вам могут помочь врачи: психиатр, психотерапевт.

Также предлагаем воспользоваться нашим сервисом диагностики заболеваний онлайн, который на основе введенных симптомов подбирает вероятные заболевания.

Рак головного мозга – недуг, в результате прогрессирования которого в головном мозге формируется опухоль злокачественного характера, прорастающая в его ткани. Патология очень опасная и в большинстве клинических ситуаций заканчивается летальным исходом. Но срок жизни пациента можно значительно продлить, если своевременно выявить первые признаки недуга и обратиться в медицинское учреждение для проведения комплексного лечения.

Лейкодистрофия – это патология нейродегенеративного генеза, которой существует более шестидесяти разновидностей. Для болезни характерно нарушение обмена веществ, что приводит к скоплению в головном или спинном мозге специфических компонентов, разрушающих такое вещество, как миелин.

Говоря о дислексии, важно отметить, что общепринятого определения данного заболевания на сегодняшний день не существует, между тем, Международной ассоциацией дислексии все-таки дается своя его расшифровка. Так, дислексия, симптомы которой заключаются в неспособности правильности и оперативности распознавания слов, осуществления декодирования и освоения навыков правописания, является специфической разновидностью нарушений в обучении. Данного типа затруднения имеют неврологическую природу и связаны они с неполноценностью, которой располагают фонологические компоненты языка.

Гиперкальциемия определяется как заболевание, характеризующееся высокой концентрацией в крови кальция, при котором его показатели превышают отметку в 2,6 ммоль/л. Гиперкальциемия, симптомы которой зачастую и вовсе могут отсутствовать у больного, обнаруживается посредством исследования крови. Что касается основной причины ее возникновения, то она, как правило, определяется исходя из расспросов пациента относительно употребляемых им лекарств и питания. Между тем, определение причин гиперкальциемии преимущественно сводится к проведению для этого рентгенологических исследований и лабораторных анализов.

Болезнь Альцгеймера – это заболевание головного мозга дегенеративного характера, проявляющееся в форме прогрессирующего снижения интеллекта. Болезнь Альцгеймера, симптомы которой некогда впервые были выделены Алоисом Альцгеймером, немецким психиатром, представляет собой одну из наиболее распространенных форм деменции (приобретенного слабоумия).

При помощи физических упражнений и воздержанности большая часть людей может обойтись без медицины.

Симптомы и лечение заболеваний человека

Перепечатка материалов возможна только с разрешения администрации и указанием активной ссылки на первоисточник.

Вся предоставленная информация подлежит обязательной консультации лечащим врачом!

Вопросы и предложения: [javascript protected email address]

Источник: http://simptomer.ru/bolezni/nevrologiya/1600-ekholaliya-simptomy

Что делать если у ребенок повторяет слова?

Эхолалия – это автоматическое (не контролируемое) повторение ребенком чужих слов, полных фраз или их частей и даже целых предложений. Бывает двух видов — немедленная и отсроченная.

Довольно часто эту особенность принимают за симптом развивающегося аутизма, и такой вариант не исключен. Однако, это может быть нормой становления детской речи. Существует две крайне важные стадии развития навыков речи у детей — от 6 мес. до года и от 3 до 4 лет. В этом возрасте практически каждый малыш начинает повторять услышанное «как попугай». Это абсолютно нормально.

Такая имитация собственной речи — единственный способ «потренироваться» в произношении каких-либо звуков, а так же заложить основы взаимодействия с социумом через общение, к примеру, расширить словарный запас.

Немедленная эхолалия

Это незамедлительное повторение одного слова или нескольких вслед за другим человеком, телепередачей и прочими источниками звука. Является демонстрацией со стороны ребенка того, что он верно услышал обращение, способен воспроизводить и запоминать речь, однако для понимания сказанного ему необходимо время. Формирование стадии осмысления произнесенного может занять короткий период (месяцы) у детей без расстройств аутического спектра и длинный (годы) у детей с РАС.

Существует ряд методов, позволяющих совершенствовать понимание на слух произнесенных кем-то фраз. Одним из наиболее совершенных из них является использование тактильного, визуального, обонятельного подкреплений — а в идеале всех разом, для ускорения эффекта.

Представим ситуацию. Взрослый спрашивает у ребенка: «Что ты хочешь, грушу или апельсин?» И ответом будет, что логично, последнее произнесенное слово: «Апельсин». Взрослый решает, что ребенок хочет апельсин. Но получая фрукт, ребенок закатывается в истерике, потому что его не поняли: он на самом деле хотел грушу, но ответил до того, как понял, что именно ему предложили и определился со своим выбором. Потенциальный риск истерик существует, и визуально-тактильный метод поможет их избежать. Предлагайте выбор, показывая картинки объектов или сами объекты, называя каждый из них.

Отсроченная эхолалия

Это повторение отдельных слов или целых предложений через какой-то период времени — несколько минут или же несколько лет. Причем эти фразы могут быть произнесены в любом месте и в любое время. Наиболее характерна для детей с расстройствами аутического спектра.

Самостимулирующее поведение

Дети повторяют фразы из печатных или видео изданий, с которыми у них ассоциируются какие-либо эмоции. Складывается впечатление, будто они просматривают или прочитывают эти фрагменты в голове, воспроизводя их через речь, но обычно не к месту и сугубо для себя.

Иными словами, эхолаличная особенность ребенка становится единоличным развлечением для него, и это может серьезно мешать общению с другими людьми. В этом случае рекомендуется делать следующее: взрослый должен аккуратно переключить ребенка на любое другое занятие (будь то рисование или какая-то игрушка) или диалог на иную тему.

Коммуникация настроения

Следующая причина является неким способом выражения своего настроения. Как и в первом случае, фраза у ребенка ассоциируется с какой-то эмоцией, положительной или отрицательной. Ребенок говорит: «Фруктового мороженого в магазине нет», и это говорит о его расстройстве. То есть, таким образом он сообщает о своем чувстве разочарования. Тот же механизм и с положительными эмоциями. Правильным будет в данном случае признать его чувств, а именно: «да, ты тогда был очень расстроен, то чувство — такое же, какое ты испытываешь сейчас».

Систематизация итогов дня

Отсроченная эхолалия может являться способом обработки информации, полученной за день, — всей или только той, что не дает покоя ребенку. Он может проговаривать услышанное в течение дня, упорядочивая это в своей голове и одновременно делиться этими переживаниями с родителями.

Подведем итоги. Со стороны может сложиться впечатление, будто у детей отсутствует понимание того, что они повторяют окончания фразы или всю ее целиком, но это не так. В большинстве случаев эхолаличность является средством изучения и применения основ речи, в том числе попыткой вступить в диалог.

Очень многие родители задаются вопросом: «Сможет ли ребенок когда-нибудь разговаривать нормально»? Безусловно. Дети без РАС проходят вторую стадию эхолаличности в возрасте 3 лет и затем, приобретя основные навыки, строят предложения самостоятельно согласно языковым нормам. Обычно делать для этого ничего не нужно.

Аутичные дети могут и не избавиться полностью от эхолалии, но вероятность того, что она будет мешать ребенку, мала, скорее даже наоборот — повторение чужих фраз свидетельствует о способности обрабатывать полученную речевую информацию, пусть даже отличным от обычного способа. В этом случае эхолалия перестает быть «отклонением от нормы» и служит средством взаимодействия между аутичным ребенком и обществом.

Лечение и коррекция эхолалии

Медикаментозное лечение не практикуется за неимением средств для этого, однако коррекция её возможна. Существует ряд способов, которые помогут ребенку развить речевые навыки и адаптировать их к общепринятым нормам. Родители должны внимательно относиться к своей речи: она должна быть размеренной и ясно слышимой, но без повышенных тонов. Эмоциональные встряски в виде семейных скандалов при ребенке недопустимы.

Спрашивая что-либо у ребенка, стремитесь сформулировать свой вопрос так, чтобы ответ был однозначен — только «да» или «нет». Если такая формулировка невозможна, используйте метод картинок, описанный выше.

И напоследок совет для родителей, без которого бесполезны все занятия: будьте спокойны, терпеливы и выдержаны. Не кричите на ребенка за то, что ему не удается быстро избавиться от повторов. Помните, что эхолалия лечится временем и работой родителей над речью ребенка.

Источник: http://lecheniedetej.ru/psixologiya/exolaliya.html

Эхолалия

Эхолалия – это неврологическое расстройство, для которого характерно не контролируемое повторение слов и фраз. Рассмотрим его особенности, методы лечения и профилактики.

Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, эхолалия входит в группу: XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках.

R47-R49 Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

  • R48 Дислексия и другие нарушения узнавания и понимания символов и знаков, не классифицированные в других рубриках (исключение: специфические расстройства развития учебных навыков):
    • R48.0 Дислексия и алексия
    • R48.1 Агнозия
    • R48.2 Апраксия
    • R48.8 Другие и неуточненные нарушения узнавания и понимания символов и знаков

Очень часто болезнь ассоциируют с ранними симптомами аутизма или особенностями становления детской речи. Выделяют два этапа развития разговорных навыков у ребенка: от 6 месяцев до 12 и от 3 до 4 лет. В этом возрасте дети повторяют все услышанное, и это считается нормальным. Имитация собственной речи является единственным способом тренировать и улучшать произношение звуков. Таким образом, формируются основы взаимодействия с окружающим миром, и расширяется словарный запас. Если на одном из этих этапов начались нарушения, то это может привести к развитию эхолалии.

Код по МКБ-10

Эпидемиология

Частота развития неврологических расстройств имеет тенденцию к увеличению. Эпидемиология эхолалии указывает на ее возрастной аспект, так надетей 2-6 имеют симптомы патологии. Подобное нарушение в большинстве случаев выявляют с помощью ранней диагностики, то есть на первых стадиях, которые лучше всего поддаются коррекции.

Подобная качественная аномалия провоцирует нарушения в социальном взаимодействии и общении. Это связано с бесконтрольно повторяющимися словами и фразами, что делает невозможным процесс адаптации к социуму. Заболевание может сопровождаться прогрессирующей умственной отсталостью.

Причины эхолалии

Эхолалия возникает на этапе речевого развития, когда ребенок начинает познавать окружающий мир и активно выговариваться. Выделяют два таких этапа, которые длятся с 6 месяцев до года и с 3 до 4 лет. Именно в этих возрастных промежутках дети активно повторяют слова окружающих, изучая основы речи и пытаясь вступить в диалог.

  • Нарушения психики.
  • Различные неврологические патологии.
  • Поражение лобных долей головного мозга.
  • Умственная отсталость.
  • Аутистическое расстройство.
  • Синдром Туррета.
  • Имбецильность.
  • Шизофрения.
  • Синдром Ретта.
  • Рак головного мозга.
  • Дислексия.
  • Дисфазия.

Любое их вышеуказанных расстройств может быть диагностировано у детей, поэтому, когда речь идет об эхолалии у взрослых, то подразумевают не выявленные нарушения в детском возрасте. Кроме основных причин, болезнь может быть усугублена или вызвана определенными провоцирующими факторами:

  • Самоустранение в процессе коммуникации – повторяя услышанное, ребенок имеет определенный спектр эмоций и ассоциаций. Если такие образы всплывают слишком часто и являются ошибочными, то это становится проблемой в общении.
  • Эмоции в процесс коммуникации – эхолалия выступает индикатором настроения пациента, так как повторяемые фразы имеют эмоциональные образы.
  • Обработка и упорядочивание информации – повторяя услышанное, больной упорядочивает произошедшие события, делится этой информацией и эмоциями с окружающими.

Независимо от возраста больного, болезнь всегда сопровождается психическими и неврологическими патологиями. При диагнозе аутизм, эхолалия выступает своеобразным способом общения. Это попытка поддержать разговор или вступить в диалог до того, как произошло осознание сказанного.

До 4-х летнего возраста автоматическое повторение слов за окружающими является нормальным. Но в более старшем, данный симптом требует медицинской помощи, так как указывает на серьезную патологию. В медицинской практике очень часто встречаются случаи, когда болезнь становится провокатором истерических припадков из-за возникающего недопонимания.

Патогенез

Механизм развития расстройства речевого поведения может быть связан как с функциональными, так и органическими изменениями в головном мозге. Патогенез подразумевает ряд процессов, обуславливающих появление симптомов эхолалии. Это может быть вызвано имеющимися или перенесенными заболеваниями, врожденными патологиями.

Признаки болезни проявляются при гипервозбуждении нейронов в двигательной зоне лобной доли головного мозга. Это было установлено с помощью транскраниальной магнитной стимуляции. Для дефекта характерны нарушения в функционировании нервных структур головного мозга, сложности в социальной и эмоциональной сфере при условии нормального мышления и внимания. Поскольку эхолалия может быть ранним симптомом аутизма, то в некоторых случаях наблюдается дисбаланс торможения и возбуждения, избыток локальных связей на определенных участках головного мозга и другие патологии.

Симптомы эхолалии

Неконтролируемое повторение отдельных слов или целых предложений из монолога собеседника – это симптомы эхолалии. Источником для повторений может быть как человек, который находится рядом, так и книжный текст, телевизионная или радиопередача.

Болезнь имеет два вида, которые отличаются своей симптоматикой:

  • Немедленная – больной воспроизводит слова и фразы, только что услышанные. Данный вид необходим для поддержания связи с окружающими, то есть выступает своеобразным разговором.
  • Отсроченная – повторение происходит через определенный промежуток времени, это может бытьминут, день, неделя или месяц. Сопровождается различными дополнительными психическими расстройствами.

Для неврологической патологии характерна самостимуляция, то есть повторение фраз, ассоциированных с определенными эмоциями. Таким образом, больной погружается в удобную для него атмосферу. Повторяемые фразы вызывают удивление у окружающих, так как не имеют отношения к текущим событиям.

Еще одним симптомом болезни выступает функция передачи настроения через положительные или отрицательные переживания. К примеру, фраза «конфет нет» вызывает негативные эмоции, и в любой неприятной ситуации пациент будет ее повторять. Также обязательна систематизация информации. Перед сном проговаривается все услышанное за день, то есть больной делится эмоциями и переживаниями с окружающими. Это выглядит как несвязный рассказ, набор слов и фраз.

Первые признаки

В большинстве случаев первые признаки эхолалии становятся заметны в возрасте 3-5 лет. Чаще они появляются у мальчиков, у девочек болезнь имеет более сложное течение. Так, при ответе на любой вопрос больной повторяет его фрагмент или полностью. Тихая или громкая речь, отсутствие реакции на собственное имя и неправильные интонации, также считаются признаками речевого расстройства.

Если дефект выступает одним из признаков аутизма, то кроме нарушений социального поведения и коммуникаций, наблюдается ряд других патологических симптомов. Больной не воспринимает собеседника, поэтому нарушен контакт глаза-в-глаза. Наблюдается скудная мимика, которая очень часто не соответствует ситуации, жесты применяются для обозначения каких-либо потребностей. Ребенок не понимает эмоции окружающих и не проявляет интереса к сверстникам. Стереотипное поведение проявляется в виде ежедневных ритуалов, зацикленности на определенных занятиях, многократных повторениях движений.

Эхолалия у взрослых

Существует ряд патологических состояний, которые могут стать причиной развития эхолалии. У взрослых болезнь имеет приобретенный характер. Ее симптомы появляются при шизофренических расстройствах, различных поражениях головного мозга, неврологических и психических заболеваниях. Из-за трудностей в общении с посторонними людьми, неспособности выражать собственные эмоции и вести трудовую деятельность, больные подлежат инвалидизации.

Эхолалия у взрослых чаще всего развивается на фоне шизофрении. В этом случае автоматическое повторение сопровождается скудной жестикуляцией и мимикой. Больные не в состоянии воспринимать элементарные правила и нормы, не понимают своего поведения и намерений окружающих. Это все делает невозможным построение дружеских или романтических отношений. Также может наблюдаться привязанность к определенной обстановке и режиму дня. Малейшие изменения вызывают серьезные переживания и истерические припадки.

Эхолалия у детей

Расстройство, для которого характерно не контролируемое повторение чужих слов, фраз или полных предложений – это эхолалия. У детей она бывает двух видов: немедленная и отсроченная. Очень часто ее принимают за первые признаки аутизма, так как в некоторых случаях это не исключено. Болезнь связана с нарушением процесса становления речи.

Выделяют два возрастных периода, в которые ребенок начинается выговариваться, повторяя все услышанное – это от 6 месяцев до 1 года и от 3 лет до 4. Подобная имитация необходима для тренировки произношения звуков, расширения словарного запаса и освоения основ взаимодействия с социумом через общение.

Если речевое расстройство сохраняется или возникает у детей более старшего возраста, то это указывает на эхолалию. Она может иметь разную степень выраженности. Поэтому, чем раньше будет диагностирована, тем лучше поддается коррекции. Такой метод лечения позволяет найти понимание с больным и попытаться адаптировать его к социуму.

Формы

На сегодняшний день выделяют два вида эхолалии: немедленная и отсроченная. Первая представляет собой незамедлительное повторение услышанных слов. Она является демонстрацией того, что большой услышал чужую речь, но нуждается во времени для ее принятия и понимания. При нормальном развитии процесс формирования осмысления услышанного занимает несколько месяцев. Но при речевом расстройстве это может затянуться на годы. Для отсроченного повторения характерно воспроизведение слов и фраз через определенный промежуток времени. Они могут произноситься в любой ситуации и в любое время.

Рассмотрим детальнее основные виды эхолалии:

Больной повторяет только что услышанное, демонстрируя физическую способность воспроизводить речь и запоминать звуки. Следующим этапом идет процесс понимания сказанного, который занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Многие ученные трактуют это как своеобразный способ коммуникации, попытку поддержать диалог и ответить до осознания сказанного. Это выглядит примерно так: «Я тебя слышу, но все еще пытаюсь понять сказанное».

Очень часто при данной форме речевого нарушения возникают истерические припадки. Они развиваются на фоне непонимания. К примеру, когда больного спрашивают о том, что он хочет воду или сок. В большинстве случаев ответом будет последнее слово, то есть сок. Когда пациент получает его, начинается истерика, так как ответ был еще до осознания предложенных вариантов.

Повторение заученных фраз в определенном социальном контексте является нормой. В данном случае речь идет о цитировании стихотворений, интересных высказываний или отрывков из произведений. Отсроченный вид эхолалии представляет собой повторение чужих фраз через длительный промежуток времени. Это может произойти через несколько минут, дней, месяцев и даже лет, независимо от времени или места.

Выделяют ряд причин, вызывающих отсроченное речевое расстройство:

  • Самостимуляция – ее основная цель получить удовольствие от сказанного. То есть больной повторяет слова и фразы, которые ему нравятся. Это могут быть цитаты из фильмов, передач, книг и многое другое. Если отсроченная эхолалия используется как развлечение, то она нарушает реальное общение. Поэтому основная задача терапии направлена на переключение внимания на конструктивные занятия.
  • Коммуникация настроения – автоматическое повторение может передавать определенные эмоции. Это могут быть какие-то фразы, ассоциированные с разочарованием или радостью, а также слова, которые подходят под общий тон беседы.
  • Подведение итогов – это метод обработки информации, полученной в течение дня, то есть группирование воспоминаний с помощью повторений.

На сегодняшний день разработано несколько методов, позволяющих откорректировать процесс общения. Для этого используют визуальные и тактильные практики, то есть подключение различных чувств для улучшения понимания.

Эхолалия и эхопраксия

Непроизвольное повторение движений или слов окружающих – это эхокинезия. Как и многие психоневрологические патологии, она не имеет четкой этиологии. Эхолалия и эхопраксия являются ее формами, которые зависят от проявляющейся симптоматики. Рассмотрим детальнее каждую из них:

Автоматическое повторение действий и движений других людей. Имеет несколько форм, чаще всего больной повторяет элементарные движения, которые видит собственными глазами. Это могут быть хлопки в ладоши, поднятие рук, одергивание одежды и другое. Наблюдается при шизофрении, органических заболеваниях головного мозга и поражении его лобных долей.

Непроизвольное повторение слов, осуществляемое путем полного дублирования или вплетения отдельных реплик в свою речь. Чаще всего больные повторяют вопросы, которые к ним обращены. Не смотря на всю машинальность расстройства, пациенты способны понимать и обрабатывать получаемую информацию. Имеет две формы: отсроченную и немедленную, встречается как у детей, так и у взрослых. Может возникать после перенесенных черепно-мозговых травм, при шизофрении, имбецильности, умственной отсталости и органических заболеваниях головного мозга.

В некоторых случаях эхолалия и эхопраксия проявляются одновременно. При ранней и правильной диагностике данных расстройств, есть шанс откорректировать поведение больного.

Осложнения и последствия

Эхолалия, как и ряд других психоневрологических заболеваний, приводит к различным последствиям и осложнениям. Прежде всего, это трудности с процессом социализации, обучением, трудовой деятельностью, возможностью завести друзей или создать семью.

Даже при условии своевременного и правильного лечения, речевой дефект сохраняется на всю жизнь. Если расстройство протекает на фоне аутизма, то у таких пациентов наблюдается повышенный порог болевой чувствительности. Это приводит к тому, что человек не реагирует на болезненные раздражители. Иногда дети с такими патологиями занимаются самоистязанием, которое приводит к различным повреждениям тела.

Диагностика эхолалии

При первых симптомах нарушения речевого поведения у ребенка или взрослого, необходимо проконсультироваться с психоневрологом и психологом. Диагностика эхолалии начинается со сбора анамнеза и осмотра больного. Это позволяет определить есть ли отклонения в психическом развитии. Если автоматическое повторение слов не связано с возрастными особенностями, то проводятся дополнительные исследования и тесты.

Примерный алгоритм обследований при подозрениях на эхолалию:

  • Анализ жалоб и сбор анамнеза – опрос матери малыша о течение беременности, изучение наследственности.
  • Неврологический осмотр для выявления нарушений.
  • Осмотр у логопеда – врач оценивает речь малыша, неправильное произношение, перепутывание слогов, частоту повторений.
  • Инструментальные и лабораторные исследования.

Для выявления неврологической патологии применяют такие же методы, как и для диагностики аутизма. Это связано с тем, что эхолалия может выступать одним из его симптомов. С помощью специальных опросников (ADI-R, ADOS, CARS, ABC, CHAT) проводятся различные тестирования и изучение поведения больного в привычной для него среде. Также применяются лабораторные и инструментальные методы, то есть анализы крови, ультразвуковое исследование головного мозга, электроэнцефалограмму и другие.

Анализы

При речевом расстройстве, как и при других психоневрологических патологиях необходима тщательная диагностика. Анализы входят в обязательный комплекс исследований и состоят из таких процедур:

  • Нейропсихологические анализы.
  • Проверка умственных способностей.
  • Анкетные опросы и наблюдения.
  • Лабораторные исследования.

В обязательном порядке сдают: кровь, мочу, анализ ДНК, ЭЭГ и другие. Они необходимы для исключения схожих по симптоматике болезней и выявления сопутствующих патологий. Основываясь на полученные результаты, врач составляет план дальнейших исследований и варианты терапии.

Инструментальная диагностика

Для уточнения диагноза и более тщательного изучения состояния пациента, используются различные медицинские подходы. Инструментальная диагностика состоит из ряда процедур, позволяющих визуализировать и оценить состояние головного мозга и других органов и систем, которые могут провоцировать симптомы патологии:

  • Ультразвуковое исследование головного мозга – проводится для выявления и определения степени его повреждений.
  • Электроэнцефалограмма – выявляет симптомы, которые могут сопровождать эхолалию и ранний аутизм. Это могут быть эпилептические припадки, судороги, потеря сознания и другое.
  • Магнитно-резонансная томография – выявляет аномалии развития головного мозга, мозолистого тела и височной доли. Позволяет диагностировать речевую патологию и аутизм на ранних стадиях.
  • Проверка слуха – пациент проходит консультацию и обследование у сурдолога. Это необходимо для исключения тугоухости и сопутствующей ей речевой задержки.

Основное преимущество вышеописанных инструментальных методов в том, что они неинвазивные. Это позволяет свести к минимуму страхи и истерические припадки у пациентов всех возрастов.

Дифференциальная диагностика

Исследования при эхолалии очень важны, так как позволяют отличить ее от других нарушений работы головного мозга. Дифференциальная диагностика направлена на выявление ранних признаков таких патологий, как:

  • Умственная отсталость – наблюдается прогрессирующее снижение интеллекта. Больные не стремятся устанавливать эмоциональные контакты с окружающими, часто замкнуты и даже агрессивны.
  • Шизофреническое расстройство – проявляется до семи лет и для него характерны судорожные припадки, галлюцинации, бредовое состояние. Имеет наследственную предрасположенность. Умственные способности не нарушены.
  • Депривационные расстройства – проявляются из-за сильных стрессов в результате резкой смены привычной обстановки, то есть появления чего-либо нового.
  • Синдром Геллера – возникает в возрасте 3-4 лет и характеризуется выраженными поведенческими нарушениями. Наблюдается раздражительность, прогрессирующее снижение интеллекта, потеря двигательных навыков и речи.
  • Синдром Ретта – возникает на фоне на первый взгляд нормального развития в период от 6 месяцев до 3 лет. Появляются неврологические симптомы, различные интеллектуальные патологии, расстройство координации движений.
  • Расстройства слуха – дети с эхолалией, как и глухие малыши до 12 месяцев имеют нормальное развитие. Они агукают и лепечут. Но при проведении аудиограммы можно выявить сильную потерю слуха, провоцирующую частые повторения речи за окружающими.

Речевое расстройство может появляться на фоне других заболеваний, то есть выступать их ранним симптомом. Дифференциальная диагностика направлена на выявление характерных для нарушения признаков и отделение их от других патологий.

К кому обратиться?

Лечение эхолалии

На сегодняшний день все еще не разработано лекарственных препаратов, применение которых помогло б устранить речевое расстройство или другие психоневрологические патологии. Коррекция эхолалии – это единственный способ наладить процесс коммуникации с больным. Лечение длительное и требуется регулярной работы, поэтому при первых симптомах болезни, необходимо обратиться к профессиональному психотерапевту или психоневрологу.

Если у ребенка нет задержки развития, то лечение не проводят. Для устранения дефектов речи показаны занятия с дефектологом и логопедом. Основная задача родителей следовать ряду правил:

  • Не повышать тон на ребенка, разговаривать спокойно и четко.
  • Задавать вопросы, ответ на которые будет «да» или «нет».
  • Защищать от различных стрессовых ситуаций и переживаний.

Если эхолалия протекает на фоне аутизма или других психических заболеваний, то проводится комплексное лечение (медикаменты, упражнения, физиопроцедуры и другое). Огромная ответственность ложится на родителей, они должны проявлять терпение и правильно общаться с больным:

  • Регулярно добавлять новые слова в заученные фразы и предложения для расширения лексикона.
  • Не останавливать ребенка при частом повторении слов, а пытаться понять их смысл, то есть уловить информацию, которую он хочет донести.
  • Для того чтобы общение протекало легче, рекомендуется использовать картинки с различными изображениями. Это позволит сделать выбор без недоразумений.

Для лучшего понимания больного эхолалией, окружающие должны обращать внимание, как на суть слов, так и на ситуации в которых они произносятся, интонацию, мимику и многое другое.

Профилактика

Эхолалия – это своеобразная форма общения, то есть ее нельзя назвать бессмысленным и бесцельным повторением чужих слов. Профилактика болезни направлена на нормализацию процесса коммуникаций, превращение расстройства в инструмент взаимодействия с окружающими.

  • Не останавливайте больного при повторении, так как проговаривание слов – это один из способов самовыражения при проблемах с устной речью. Если этой возможности нет, то пациент не сможет тренировать произношение, поддерживать беседу и минимизировать беспокойство через вербальные коммуникации.
  • Обращайте внимание на все произносимые слова, даже если они на первый взгляд не имеют смысла. Это позволит детальнее изучить особенности эхолалии и наладить процесс общения. Постарайтесь понять произносимое, интонацию и мимику больного. Очень важно уловить тон и ритм сказанного, так как одни и те фразы могут нести разную информацию.
  • Присоединяйтесь к общению, проговаривайте поочередно любимые речевые сценарии ребенка. Старайтесь формировать новое, то есть расширяйте заученные фразы, постоянно пополняя словарный запас.

Только регулярные занятия в спокойной обстановке помогут наладить процесс общения и улучшить социализацию больного.

Прогноз

Если автоматическое повторение слов не имеет патологического характера, то проходит самостоятельно к 4 годам жизни ребенка. Прогноз в этом случае благоприятный, а весь процесс своеобразного речевого поведения связан со становлением речи. Если болезнь вызвана аутизмом, умственной отсталостью или шизофреническим расстройством, то прогноз зависит от результатов коррекции и выбранных лечебных методов. В некоторых случаях она протекает одновременно с эхопраксией, что осложняет процесс лечения.

Эхолалия относится к психическим нарушениям, для облегчения которых не используют медикаменты. Все терапия представляет собой вербальное общение, направленное на социализацию больного и установление коммуникаций. Без этого болезнь усугубляется, пациент становится замкнутым и агрессивным. Такие люди нуждаются в постоянном контроле и заботе, так как без посторонней помощи не в силах позаботиться о себе.

Медицинский эксперт-редактор

Портнов Алексей Александрович

Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

Поделись в социальных сетях

Портал о человеке и его здоровой жизни iLive.

ВНИМАНИЕ! САМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕДНЫМ ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ!

Информация, опубликованная на портале, предназначена только для ознакомления.

Обязательно проконсультируйтесь с квалифицированным специалистом, чтобы не нанести вред своему здоровью!

При использовании материалов портала ссылка на сайт обязательна. Все права защищены.

Источник: http://ilive.com.ua/health/eholaliya_104789i15956.html