Я очень скучаю по умершему мужу

Posted by

Умерших нужно отпускать


Автор статьи

Рахимова Ирина Анатольевна

– Одни люди после смерти близкого человека быстро приходят в себя и возвращаются к нормальной жизни, другие мучаются месяцами и даже годами, доходят до физических болезней и психических нарушений.

Оглавление:

Является ли такое чрезмерное страдание нормальной реакцией на это событие?

– Когда человек теряет близкого, вполне естественно, что он страдает. Страдает по многим причинам. Это и скорбь по тому человеку, любимому, близкому, родному, с которым он расстался. Бывает, что жалость к себе душит того, кто потерял опору в человеке, ушедшему из жизни. Это может быть чувство вины из-за того, что человек не может отдать ему то, что хотел бы отдать или задолжал, потому что не считал нужным в свое время делать добро и любить.

Проблемы возникают тогда, когда мы не отпускаем человека. С нашей точки зрения смерть несправедлива, и очень часто многие люди даже бросают упрек Богу: «Как ты несправедлив, почему Ты отнял у меня его?» Но на самом деле, Бог призывает к себе человека именно в тот момент, когда он готов перейти в жизнь вечную. Очень часто бывает так, что человек не хочет отпустить близкого, не хочет мириться с тем, что его уже нет, что его не вернуть. Но смерть нужно принять, как данность, как факт. Его не вернуть, и всё тут. А человек начинает возвращаться обратно, к нему, понимаете? Это вещи из ряда вон выходящие, но они не так редко случаются. Совершенно бессознательно человек начинает горевать, и он хочет его как бы заместить. В нас так сильна тяга к смерти. Нам нужно тянуться к жизни, а мы, как это ни странно, тянемся к смерти. Когда мы цепляемся за человека умершего, мы хотим быть с ним. Но нам еще надо жить здесь, у нас есть задачи. Мы ему можем помочь только здесь, понимаете?



Неверующему человеку сложнее отпустить умершего, потому что он даже, может быть, не осознает, что ему так сложно расстаться с этим близким в силу того, что он не может его даже отдать Богу. А верующий человек привык всё возлагать на волю Божью, потому что встречи и расставания сопровождают человека всю жизнь.

В Библейской истории есть сюжет, который оказывает потрясающее терапевтическое воздействие на людей, столкнувшихся со стрессом, со смертью. Речь идет о нескольких жизненных фрагментах одного глубоко верующего человека по имени Иов. Всякий раз, потеряв что-то очень важное, а их было много значительных утрат, он повторял: «Бог дал, Бог взял» . В итоге, Бог видя в нем крепкую веру, возвращает все сполна. Эта притча о том, что преодолевая тоску по ушедшему, мы становимся стойкими и сильными. Человек, на самом деле, от самого рождения своего учится расставаться. Он учится быть вместе с другими, отождествляя себя с социумом. Но вместе с тем, всякий раз происходит процесс разотождествления, то есть отсоединения, расставания. Маленький человек учится расставаться со своей собственностью ещё в песочнице: «Моя лопатка, моя корзиночка». Отбирают – он плачет, ему очень тяжело расставаться со своим. А на самом деле ничего нашего на свете нет, понимаете? Ведь, что значит «моё»? Моё, оно ведь только до некоторой степени моё. В каждый момент нашей жизни мы должны быть готовы расстаться со всем, что мы считаем своим. С точки зрения психологии это такой вот феномен психической жизни человеческой, приобретение навыков к утрате.

Есть люди, которые замыкаются в себе и концентрируются на этой потере. Они в себе эти чувства как бы нагнетают, и не могут остановить поток страдательных эмоций. С детства мы привыкаем расставаться со скорбью. Кто-то зацикливается на этом: «Это моё, и всё тут!» Так велика притягательная сила этого эгоистического чувства. А более зрелый человек умеет расставаться без боли, без таких надрывов.

– Получается, что зрелый человек более спокойно воспринимает смерть?

– Он спокойно передает умершего в руки Того, Кто имеет большее на него право. Почему? Потому что зрелость определяется той силой духа, с которой мы воспринимаем все сложные обстоятельства жизни. Чтобы ни случалось, мы должны всё воспринимать равнодушно, равно-душно. Так Св. преп. Серафим Саровский говорил. Нужно, чтобы душа ко всему относилась равномерно, или, как бы, одинаково, и к скорбям, и к радостям. Это такое абсолютное спокойствие во всем, и на самом деле это очень трудно.



Восприятие утраты, скорби духовного и душевного человека отличается тем, что душевность сопряжена надрывом, эмоциональным изломом, страстностью, чувственностью. Напротив, духовное отношение ровное, в нем любовь помогающая, тихая. Вспоминаю, как умерла моя мама. Это было вообще неожиданное событие. Мы с ней попрощались, она уезжала в другой город, и на следующий день мне позвонили, что она приехала, легла спать и умерла. Ей было 63 года всего, я провожала здорового человека. Для меня это был шок. Потому что я потеряла любимого человека совершенно неожиданно. Но она умерла по-христиански, спокойно, так умереть каждый мечтает. Я слышала не раз: «Вот бы, лечь и умереть». Вот она приехала, легла в свою постель и умерла. И когда я пришла в церковь, встретила своего батюшку, – он тоже знал мою маму, – я ему рассказала, а он мне говорит: «Ты, самое главное, воспринимай эту смерть духовно».

Я тогда еще только воцерковлялась, и для меня эти вопросы жизни и смерти были, так скажем, малопонятны. Тогда я еще никого не хоронила из близких людей. Я всё думала, что же значит воспринимать духовно? Из литературы, в которой раскрывается тема отношения к смерти я поняла, что относиться духовно, значит- не скорбеть.

Если ты чего-то не смог дать этому человеку, ты чувствуешь вину. Часто очень люди зацикливаются и страдают от того, что они недодали что-то любимому человеку. Осталось нечто, что их начинает тревожить. «Почему я не додал? Почему не сделал? Ведь я бы мог», – и вот на этом они уходят в иные круги восприятия, уходят в депрессию.

Человек, в таком случае начинает пребывать в чувстве вины. А чувство вины не должно быть мазохистским, оно должно быть конструктивным. Конструктивный подход такой: «Я себя поймал на мысли, что я застреваю на чувстве вины. Нужно духовно разрешить эту проблему». Духовно – это значит, нужно сходить на исповедь и признать перед Богом свой грех перед этим человеком. Нужно сказать: «Я виноват в том, что я ему то-то и то-то недодал». Если мы в этом каемся, то человек это чувствует.

Например, я бы подошла к маме при ее жизни и сказала: «Мам, ты прости, я тебе того-то и того-то недодала». Не думаю, что мама меня не простит. Точно также этот вопрос я могу решить, даже если этого человека нет рядом со мной. Ведь у Бога нет мертвых, у Бога все живы. В Таинстве исповеди происходит освобождение.



– А зачем в церковь идти, если можно дома все рассказать Богу? Бог ведь и так всё слышит.

– Для неверующего человека можно начать хотя бы с этого, нужно признать свою вину. В психологической практике используются такие методы: письмо близкому, родному человеку. То есть, нужно написать письмо о том, что я был неправ, что я недостаточно уделял внимания, я тебя не любил, я тебе недодал чего-то. Можно начать с этого.

Кстати, очень часто в первый раз люди приходят в церковь именно в связи с этим обстоятельством, чьей-то смертью В первый раз человек может прийти в храм на похороны. А многие из них уже могут знать, что духовная дань – это на канон положить какие-то продукты, свечку поставить и помолиться за этого человека. Молитва – это связь между нами и ушедшим человеком.

Один из синонимов слова «кладбище» — «погост». «Погост» от слова погостить, ведь мы приезжаем сюда погостить. Погостили немножко, и вперед, на родину, ведь наша родина там.

В головах у нас всё перевернуто. Мы путаем, где наш дом. А ведь наш дом – это там, рядом с Богом. А сюда мы только лишь пришли погостить. Наверное, тот человек, который не хочет оставлять умершего, не осознает, что какое-то свое назначение здесь этот человек уже выполнил.



Почему мы не отпускаем наших близких? Потому что очень часто бываем привязаны к физическому. Мне, если говорить о своих чувствах, недоставало мамы: очень хотелось прижаться, прикоснуться к этому мягкому, родному человеку, вот именно не хватало рядышком её, не хватало физической близости. Но мы знаем, что этот человек продолжает жить, ведь душа человеческая бессмертна.

Когда умерла моя мама, я решила для себя вопрос духовного восприятия этого события, и мне удалось быстро восстановиться. Я признала, что я чего-то не сделала. Я покаялась, и попыталась реально сделать то, чего я не сделала в свое время маме. Я взяла и сделала это другому человеку. Еще помогает чтение Псалтыри, сорокоусты, ведь общение с родным человеком, даже если его нет рядом, не прекращается.

Другое дело, что нельзя уходить в диалог. Бывает иногда, люди даже заболевают психически, они начинают советоваться с умершим. В какой-то трудный момент можно попросить: «Мам, ну ты помоги мне, пожалуйста». Но это, когда очень трудно, а так лучше не беспокоить все-таки, молиться, молиться за близких. Когда мы делаем что-то для них, тогда мы помогаем им. Поэтому нужно делать все возможное, что в наших силах.

Когда я для себя решила эту проблему, и мне удалось быстро восстановиться, то однажды прихожу я к своей знакомой бабушке. И мама тоже была у нее в гостях когда-то пару раз. Где-то спустя сорок дней после смерти мамы, может быть, чуть больше, я прихожу навестить эту бабушку, а она начинает успокаивать меня, утешать. Она, наверное, думала, что я скорблю, переживаю сильно, а я ей говорю: «Вы знаете, меня не тяготит уже это. Я знаю, что маме там хорошо, и единственное, чего мне недостает – это того, что её нет рядом со мной физически, но я знаю, что она всегда рядом со мной». И вдруг, вижу, на столе у нее какая-то вазочка была, как у всех бабушек, с цветочками какими-то и ещё чем-то, и я, совершенно машинально, вытаскиваю оттуда бумажку. Вытаскиваю, а там маминым почерком написана молитва. Я говорю: «Вот видели! Она рядом со мной всегда. Даже сейчас она рядом со мной». Моя знакомая очень удивилась. Вот такая у нас связь, понимаете?

Надо отпускать, потому что, когда мы их не отпускаем, им тягостно, они тоже страдают. Потому что мы связаны, так же как здесь, на земле, когда не даем человеку свободы, тянем его, начинаем контролировать, звоним: «Ты где? А может быть там то? А может тебе плохо? А может быть тебе слишком хорошо?» По тому же самому принципу строятся наши отношения с усопшими близкими.



– Получается, что за сорок дней вы пришли в себя от кризиса, то есть сорок дней – это своего рода приемлемый срок. А какие сроки будут неприемлемыми?

– Если человек год скорбит и это затягивается и дальше, то конечно это неприемлемо. Максимум полгода, год, можно поболеть, так скажем, а больше — это уже симптом болезни. Значит, человек впал в депрессию.

– А если он просто не может выйти из этого состояния?

– Не помогает, значит пришла пора исповедать еще одну свою ошибку. Почему уныние входит в семь смертных грехов? Печалиться, унывать, нельзя, это малодушие, это болезнь духовная. Вера – это самое сильное и надежное лекарство.

– А есть ли какой-нибудь психологический способ себя подвигнуть к тому, чтобы сделать первый шаг? Ведь некоторое люди прямо так вот и думают: «Я по нему так долго скорблю, и таким образом я ему храню верность». Как это преодолеть?

– Обязательно нужно что-нибудь делать для усопшего. Прежде всего, молиться за него подавать записочки в храм. А дальше – больше, снова появятся силы. Путь из депрессии обязательно связан с какими-то действиями, хоть чуть-чуть, понемножечку. Можно просто хотя бы сказать: «Как же я люблю его, Господи! Помоги Ты ему, Господи!» – всё. «Я за него страдаю, я за него переживаю. Вот он ушел в никуда, но я знаю, что он там не один, что он с Тобой». Нужно хотя бы что-нибудь говорить, делать ради этого человека, но только не бездействовать.

  • Оценить:
Написать отзыв Отзывы 334

7 апреля 2011 года умер мой отец. Ему было всего лишь 36 лет, жить и жить, но судьба решила по — другому. Его отняли у меня. И вот прошло почти 5 лет, а я не могу его отпустить. Он мне снится, я пыталась как то перетерпеть, пережить, думала со временем полегче будет, но нет. Легче не становится. И случилось самое страшное, я потеряла интерес к жизни, я просто не хочу жить, я не вижу смысла в своей жизни.

11:04:37 Анастасия возраст 18

Вам надо обратится к профессиональному психологу. Ситуация этого требует. Если хотите, то можете позвонит3461 Михаил Игоревич

17:45:41 Администратор



Спасибо за статью

09:56:29 Эдуард Михайлович возраст 80

Спасибо за статью третий месяц очень страдаю похоронил дорогую и любимую жену

09:52:47 Эдуард Михайлович возраст 80

Спасибо за статью стало понятней как жить дальше одно беспокоит как понять что ему там лутше и что Господь простил моего Сына ему было 28лет его жизнь только начиналась и как ушол не извесно очень боюсь а вдруг он сам много было для этого причин мы были с ним очень блески тогда бы он оставил записку



13:34:06 Наталья9568 возраст 47

9 января 2016 года ушла моя дочь, девушка 26-ти лет, погибла от пневмонии, вызванной вирусом гриппа.

Сегодня случайно вышла на Ваш сайт. Спасибо.

Я очень скорблю, и всё, что говорит психолог — верно — и чувство вины и чуство недоданной любви и заботы при жизни. Но ничего уже не вернешь, можно только попытаться изменить себя сейчас.

16:07:15 Эмма возраст 55



Благодарю, что поделились своим опытом, как справиться с чувством утраты и вины…Как то даже легче стало, и надо сходить в храм…У меня 4 января умер очень близкий мне человек…мы к сожалению мало общались, были причины…Узнав о его смерти, поняла, что столько всего не сделала с ним и не сказала ему, не извинилась перед ним и самое главное не ценил его….Благодарю Бога, что Он помог найти мне хорошую статью, как с этим справиться и автору этой статьи….Бог вам в помощь и Ангела Хранителя.

16:26:54 Екатерина возраст 27

Очень интересная статья.5 месяцев назад мы потеряли старшую дочь Елену(Леся).Моя жизнь остановилась 14 августа.Не могу её отпустить, очень тяжело.Теперь буду стараться себя перестроить.Спасибо.

18:54:24 Людмила Орлова возраст 58

Только молитва и вера спасёт нас от горести потерь.Дата смерти -это дата рождения в другом мире с Богом Отцом.И только мы земные жители можем своими молитвами и подвигами помочь усопшим не споткнутся на пути к Вечному.Каждый день они ждут наших молитв и молитесь не только за ваших и за чужих тоже.Сила общей молитвы поможет им в Царствии Небесном.Мир ВАМ и радости в дома Ваши.



1 22:47:45 Светлана возраст 40

Почти 40 дней нет со мной моего любимого человека, моего мужа. Мое состояние я описать просто не могу, настолько мне больно и плохо. Он был для меня всем и воздухом и водой и землей под ногами. Мой любимый, мой дорогой человек поки нул меня. Как жить без него просто пока не знаю! Я очень хочу чтобы ему там было хорошо, но не знаю как перестать думать о нем и разговарить с ним! Спасибо за статью я обязательно по стараюсь отпустить его.

0 18:33:21 Екатерина возраст 32

Хорошая позитивная статья, очень помогает не впасть в депрессию, у меня бабушка умерла, сегодня начался третий день, после смерти, мне очень плохо без нее, она мне была матерью, в последние годы я отдалилась от нее, и только после смерти поняла, как она мне дорога, что ближе нее у меня никого нет, я так хочу к ней прижаться, поцеловать, ощутить ее, а она мне даже не сниться. Правда после похорон , нашла я случайно на кровати записку написанную ее рукой когда-то о крестинах моего сына, может она таким способом дает мне знак чтоб я держалась, что нужно ребенка поднимать?

Сейчас пойду в церковь, помолюсь за нее,



Как же мне ее не хватает.

11:39:31 Мила возраст 32

Вы полтвердили правильность моих действий.

26 июня 2015 года мы с мужем похоронили дочь.

Ей было 42 года.

3 года безуспешной борьбы с раком ….


Храм, молитва, исповедь — это спасение от скорби и безутешности…

Иначе действительно, можно сойти с ума …

Но потерю нужно понять и принять…

А это.очень сложно…

11:55:37 Нина возраст 67лет

Спасибо за статью, буду читать ее каждый день. 10 июля 2015 года ушел из жизни мой любимый муж — сердце…отпустить его не могу, но буду пытаться…



13:06:24 Наталья возраст 51

Спасибо!Очень хорошая статья,сегодня мне было очень грустно,прочел и стало легче,хорошее дело Вы делаете,дай Бог Вам сил и здоровья,буду следить за Вашим творчеством.

С уважением Игорь

17:26:59 Игорь возраст 55

Спасибо за статью. 9 апреля умер во сне мой сыночка. Я его так называла. Душа скорбит. Но в статье все правильно. И эгоистичное чувство собственности и чувство вины, все это есть и гложет душу. Нужно отпускать душу. Спасибо за советы. Дай Бог вам здоровья.



17:52:10 Лена возраст 58

11 дней назад умерла моя мама. Я до сих пор не могу поверить и осознать это. Мне страшно мне больно. Я не знаю как мне дальше жить без нее. Я одна. Как я сильно люблю ее и как мне плохо без нее. Я понимаю, что надо отпускать и отпускаю как отпускала с Богом последний раз в операционную. Молюсь за нее, прошу Господа нашего простить ей грехи ее и даровать Царство Вечное. Как-то незадолго до смерти она просила не плакать по ней. Не знаю как не плакать и не страдать. И как помочь ей обрести покой.

13:43:38 Таня возраст 50

Спасибо за статью. Она как лекарство для почерневшей от горя души.

09:04:05 Любовь возраст 58



Спасибо большое за статью, прочитал немного стало легче. В январе 2014 похоронил после года лечения от рака любимую мамочку которая после смерти отца меня воспитывала и тянула одна, не верится и очень тяжело до сих пор, жутко ее не хватает. Но на все как вы упомянули воля Божья, если Господь забрал значит ей там будет лучше

17:56:56 Александр возраст 27

Наверное надо быть очень сильной женщиной, чтобы вот так взять себя в руки и отпустить. Прошло 5 месяцев как не стало моего самого близкого человека, самого верного друга- Мужа. Умом вроде все понимаю-ушел в мир иной, но ведь все напоминает о нем, помню все слова его, все жесты. Понимали друг друга без слов. Даже его отец не мог нарадоваться на нас (90 лет).Как можно стереть все из своей памяти, чтобы усмирить скорбь и боль в душе?!

21:03:28 Ольга Кузьменко возраст 61

10 дней назад умер мой любимый папуля, я одна в семье и с папой мы были очень близки, жили рядом, всё как говорится вместе, и умом я понимаю что нужно отпустить, но вот боль, она же не контролируема, иной раз как заноет до воя больно, буду стараться конечно следовать вашему совету, дай Бог нам силы, а нашим родным вечную память и Царствие небесное!



07:36:41 Олеся возраст 32

Мой сын Гоша умер. Ему было 8,5 лет. Я его очень люблю. Каждый день молюсь за него. ЗА нас с женой. Никогда столько не молился. Прошу Господа Бога простить его и меня за прегрешения и даровать вечное Царствие Божие. Ибо это единственный шанс когда-нибудь встретиться с ним. Поэтому я верю.

А моя душа не отпускает его и каждый день рыдает. Мы с женой при жизни старались дать ему все, что могли, практически посвятили ему всю нашу жизнь…

Все, что в статье написано очень правильно. Дай Бог, мне пережить это горе.

Господи! помоги мне…

13:09:31 Александр возраст 42



сегодня 50 дней как нет моего родного мужа.отпустить духовно…как это сделать? мне все и везде напоминает о нем.чувство вины-если бы я…если бы..могла и обидное сказать,сделать,думала он всегда будет жить,всегда буду с ним.Не могу видеть знакомых всех у кого вторая половинка жива здорова, а мой-нет моей половинки,сам,такого как он уже не будет,навалились страдание,отчаяние,чувство вины и брошенности,проблемы материальные,бытовые,раздел всего с его родителями, болит сердце,все все, тяжесть, переехать со временем,убегу ли от своей любви к нему, от безысходности что не смогу попросить прощения за все все

09:32:47 Лилия возраст 37

Я четыре года назад узнала, что я в моей семье не должна была быть одна. у меня должен был быть братик, которому уже было бы 16 лет. брат и сестра (двойняшки) которым 8 лет. я думала,что уже не может быть ещё хуже. через два года мама сказала, что беременна, и у меня будет братик. моему счастью не было придела, и я думала вот оно лекарство от моего горя и печали. но через несколько недель мама сказала, что мой братик, как и остальные погиб не успев родится.я думала, что это конец не было никого рядом со мной. я думала лучше б я погибла вместо них, я бы не испытолова бы таких мучений. моё желание лишь одно, которое не возможно:»это проснуться, а возле меня стоят около меня все мои братья и сестра.

20:47:57 виктория возраст 13

я потерял сына 15 лет от роду.не знаю как жить дальше.я многое не успел ему сказать.

09:01:33 РОМАН возраст 35



У меня 5 дней назад скоропостижно умер мой сынок, 25 лет. Прочитала Вашу статью, умом то понимаю, что надо сыночку отпустить, а так тяжело. Я его и при жизни земной все контролировала, он обижался на меня, что все время звоню ему, да понимаю что надо отпустить.

07:23:43 Елена возраст 44

Да хранит Вас Бог! Ирина Анатольевна

12:54:34 Алексей возраст 25

После смерти мужа прошло 45 дней, душа разрываеется на части. Хочу отпустить его , понимаю, что надо отпустить, согласна с каждым словом в Вашей статье, но не могу, как перестать жалеть его и себя, как перестать винить себя , как найти силы жить дальше — не знаю. Понимаю умом, что онкология, но ведь пережил операцию , почему за неделю до выписки остановилось его сердце , почему ? Что я делала не так, почему он умер , когда уже появилась надежда на будущее? Не могу пока смириться. Но наверное скоро все же оно придет



15:19:21 Мила возраст 56

Большое спасибо автору за статью.Вы дали нам кусочек своей души и нам стало легче.Прочитала первый раз статью через несколько дней после смерти папы.Огромная рана в сердце потихоньку стала затягиваться.Потом возвращалась и еще читала несколько раз, будто хваталась за соломинку.Храни Вас Господь!

14:03:43 Маргарита возраст 56

хоть чем-то помогло

11:21:57 Гуля возраст 55 ktn

Спасибо!Очень нужная статья!У меня погиб самый близкий человек-мой сын,он не дожил до своих 13-ти лет ровно месяц,его сбила машина.Прошло уже семь месяцев,я до сих пор не могу в это поверить и осознать,что его ЗДЕСЬ нет-я постараюсь следовать Вашим советам,очень постараюсь.Для меня жизнь сейчас как для калеки,который учится заново ходить,говорить…

11:09:34 Ольга возраст 36

10 месяцев горечи от потери мужа. Но прочитав статью, я её скопировала. Поняла — нужно перечитать еще раз. Статья полезная. Я долго искала ответ на свой вопрос — КАК отпустить? И, кажется, нашла ответ на все свои вопросы. Спасибо за понятия духовного и душевности.

16:42:21 Роза возраст 55 лет

Спасибо вам большое за статью, очень интересная. Сегодня 9 дней как умер мой муж, я всячески буду стараться помогать ему чтоб ему там стало лучше, чтоб его душа обрела покой…

09:23:33 Василиса возраст 28

Вчера у меня умерла бабушка.От сердечного приступа она упала и замерзла досмерти когда возвращалась домой от роственников.Я скорблю что злюс но ваши советы хоть как то утешили.

06:35:07 Егоров возраст 13

Спасибо, очень понятно написано, я конечно уже все понимаю, уже взрослая, но не могу ни сидеть ни спать ни чего, бабушки не стало только вчера, но мы все ее не видели 10 дней( она была в больнице а нас не пускали), очень из за этого страдаю, но больше всего боюсь за свою маму, она очень скучает, бабушка ей перед смертью сказала я то умру, а тебе больше всех без меня скучно будет, очень уж я переживаю…. Не смогу долго смириться!

19:31:25 Светланка возраст 24

Помощь на форуме

Видеотека

О духовной жизни человека

Аудио

Аудиоматериалы о жизни и смерти

Библиотека

Записки провинциального священника

Читайте также:

Сообщения с форума

  • Прошу помолиться :: RE: Прошу молитв о упокоении р.Б Вадима 06.02.2018 Милая Аленушка
  • Прошу помолиться :: RE: Прошу помолиться об упокоении моего мужа р. Б. Валерия 06.02.2018 Милая Аленушка

Memoriam

Для переживающих утрату

За гранью этого мира

Как пережить

Как помочь

Ответы на важные вопросы

Срочная информация

© 2007—2016 «Вечная память»

Без разрешения редакции допускается использование на одном сайте не более одного материала.

Источник: http://www.memoriam.ru/umershix-nuzhno-otpuskat

Что делать,если очень скучаешь по умершим?

Доброго вам времени суток!

Прежде всего, хочу сказать, что всем сердцем сочувствую вашему горю. Это на самом деле так тяжело, тяжелейшее наше испытание. К сожелению, чуть не каждому из живущих приходится его пройти. К кому бы вы не обратились, вас по сути будут уговаривать смириться, держаться, посмотреть иначе на ситуацию. "Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней". В вашем случае есть три варианта. Унять страдания. В этом помогает время. И я лично вам хочу сказать, что умею делать выходы души из тела. Могу вам в деталях рассказать как. А можете покопаться в моих прежних ответах и многое найдете. Я вам даю гарантию, что со смертью мы не исчезаем. Когда покидаем тело узнаем, что мы оказывается иные, что мы просто в течение жизни сидели запаянными в теле материальном. Наш мозг отнюдь не мыслительный аппарат. У него функция вселять в нас страхи и вводить в заблуждения, а также лишать нас на время жизни памяти, знаний, различных сверхъестественных по нашим меркам способностей. Едва мы тело покинули, все нам возвращается и мы просто ужасаемся жизни в материальном мире, что сравнимо с полнейшей деградацией нашего"Я". У вас по форме тело идентичное тому, что при жизни, но его "материал", словно воздух, сохраняющийся в форме. Вы можете парить, перемещаться мгновенно куда угодно. Скорость течения времени там вы сами устанавливаете. Поэтому ваши родные, которые в потустороннем мире, ощущают, что встреча с их с вами произойдет уже завтра, а для вас это могут быть долгие годы жизни. Оказавшись там, вы получаете доступ ко всем знаниям, к раскрытию всех тайн. Вы ощущаете себя всемогущими. бесстрашными, готовыми творить только добро (даже те, кто были при жизни мерзкими личностями) вдруг осознают, что такими их делал страх. Поверьте, никто не жаждет сюда, в наш мир вернуться уже спустя минуту-другую. Возвращение видится оттуда во сто крат большей трагедией, чем наши переживания. Чтобы вы чувствовали, если бы вам сказали, что вы сейчас дожны превратиться в растение, поскольку ваши родные тоже растения и будут по незнанию о ваших новых возможностях считать, что вы умерли, исчезли? У наших умерших близких лишь одна проблема — мы, переживающие о них. Это единственное, что заставляет их страдать. Отпустите их и сделаете для них доброе дело. А когда вы придете в том мир, который наш настоящий дом, вы снова встретитесь. Будите хохотать, над вашими нынешними переживаниями, поскольку они покажутся вам плачем несмышленого младенца. Второй вариант, который осуществляют некоторые, чтобы соединиться с родными — это суицид. Есть такая фраза: "С нашими ушедшими близкими мы всегда рядом, в одном несделанном нами вздохе". Через минуту мы в любой момент можем там оказаться и с ними встретиться. Почему не стоит этого делать? Во-первых, жизнь, как сон. Сейчас вам снится кошмар, а дальше приснится сладкая волшебная сказка. Но все это сон. Вам надо проспать 8 часов (80 лет). Проснетесь раньше, чтобы не видеть кошмар? Не выспитесь и потом придется доспать до 8 часов. Ляжете и окажетесь в прекрасном месте с любимыми людьми, будите чувствовать себя абсолютно счастливыми и вдруг ваша жизнь трагически прервется в 20 лет, в 30 лет. Это вам нужно? И есть последнее, как бы заодно и третий вариант. Для чего мы родились в материальном теле? Чтобы научиться даже в материальном теле обладать теми же способностями, что и без него. Мы все движемся к вершине, чтобы слиться с Богом, т.е. самим стать Богом, соединиться в любви в единое целое. Но может ли Бог считаться Богом, если запихни его в материальное тело и. Бог уже ничего не могущий нытик. Потому вам и требуется, несмотря на желание быть с близкими, выполнить свое предназначение здесь. Вы принесете много добра, поможете многим людям и другим живым существам, испытаете любовь, будет радость, будет счастье. А родные люди, которые там, будут на вас смотреть и гордиться. Но придет час, и вы тоже уйдете туда достойнейшим человеком. И произойдет долгожданная встреча. Будьте сильными! В душе я с вами.

Тяжелый вопрос в смысле помощи. Эта тоска, которую не унять и душа болит — не высказать словами. Но говорят, что надо отпустить умерших, когда по ним тоскуют — они страдают. Надо сходить в церковь — поставить свечи за упокой. А если эти люди Вас любили, то они хотят видеть Вас счастливыми. Тем более, что если тот мир — лучше, то возможно они счастливее нас.

Доброго вам времени суток!

Прежде всего, хочу сказать, что всем сердцем сочувствую вашему горю. Это на самом деле так тяжело, тяжелейшее наше испытание. К сожелению, чуть не каждому из живущих приходится его пройти. К кому бы вы не обратились, вас по сути будут уговаривать смириться, держаться, посмотреть иначе на ситуацию. "Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней". В вашем случае есть три варианта. Унять страдания. В этом помогает время. И я лично вам хочу сказать, что умею делать выходы души из тела. Могу вам в деталях рассказать как. А можете покопаться в моих прежних ответах и многое найдете. Я вам даю гарантию, что со смертью мы не исчезаем. Когда покидаем тело узнаем, что мы оказывается иные, что мы просто в течение жизни сидели запаянными в теле материальном. Наш мозг отнюдь не мыслительный аппарат. У него функция вселять в нас страхи и вводить в заблуждения, а также лишать нас на время жизни памяти, знаний, различных сверхъестественных по нашим меркам способностей. Едва мы тело покинули, все нам возвращается и мы просто ужасаемся жизни в материальном мире, что сравнимо с полнейшей деградацией нашего"Я". У вас по форме тело идентичное тому, что при жизни, но его "материал", словно воздух, сохраняющийся в форме. Вы можете парить, перемещаться мгновенно куда угодно. Скорость течения времени там вы сами устанавливаете. Поэтому ваши родные, которые в потустороннем мире, ощущают, что встреча с их с вами произойдет уже завтра, а для вас это могут быть долгие годы жизни. Оказавшись там, вы получаете доступ ко всем знаниям, к раскрытию всех тайн. Вы ощущаете себя всемогущими. бесстрашными, готовыми творить только добро (даже те, кто были при жизни мерзкими личностями) вдруг осознают, что такими их делал страх. Поверьте, никто не жаждет сюда, в наш мир вернуться уже спустя минуту-другую. Возвращение видится оттуда во сто крат большей трагедией, чем наши переживания. Чтобы вы чувствовали, если бы вам сказали, что вы сейчас дожны превратиться в растение, поскольку ваши родные тоже растения и будут по незнанию о ваших новых возможностях считать, что вы умерли, исчезли? У наших умерших близких лишь одна проблема — мы, переживающие о них. Это единственное, что заставляет их страдать. Отпустите их и сделаете для них доброе дело. А когда вы придете в том мир, который наш настоящий дом, вы снова встретитесь. Будите хохотать, над вашими нынешними переживаниями, поскольку они покажутся вам плачем несмышленого младенца. Второй вариант, который осуществляют некоторые, чтобы соединиться с родными — это суицид. Есть такая фраза: "С нашими ушедшими близкими мы всегда рядом, в одном несделанном нами вздохе". Через минуту мы в любой момент можем там оказаться и с ними встретиться. Почему не стоит этого делать? Во-первых, жизнь, как сон. Сейчас вам снится кошмар, а дальше приснится сладкая волшебная сказка. Но все это сон. Вам надо проспать 8 часов (80 лет). Проснетесь раньше, чтобы не видеть кошмар? Не выспитесь и потом придется доспать до 8 часов. Ляжете и окажетесь в прекрасном месте с любимыми людьми, будите чувствовать себя абсолютно счастливыми и вдруг ваша жизнь трагически прервется в 20 лет, в 30 лет. Это вам нужно? И есть последнее, как бы заодно и третий

Просите, чтобы умерший человек Вам приснился или дал знак. Не сосредотачивайтесь на горе, а сосредотачивайтесь на желании пообщаться с покойным, получить доказательство того, что он не исчез без следа, что его душа существует в другом мире.

Я не просила, но мой покойный дедушка снится мне регулярно.

Один из этих снов был почти как реальный — я чувствовала своё тело, движения и т.д., были как в жизни. Дедушка меня обнял, я рыдала.

Один раз во сне я расспрашивала его о том, как он умирал, не сильно ли мучился. Он меня успокоил, сказал, что умер быстро и без страданий.

Многие скептически относятся к снам. Но они действительно способны приглушить печаль. Сейчас мне дедушка в каком-то смысле ближе, чем когда был живым, больше присутствует в моей жизни, лучше знает о моих проблемах, я расспрашиваю его о важных вещах, о которых не спросила при жизни, получаю ответы и т.д.

Совершенно неважно, правда это или нет, существует загробная жизнь или это только наша иллюзия и самовнушение. Главное — это то, что результат от попытки пообщаться с умершими есть.

А постоянные рыдания могут просто убить живого человека. Буквально вчера мне рассказали, как мать каждый день оплакивала сына и за год сгорела от рака.

Один сон о дедушке рассказала тёте — у неё аж слёзы проступили. Она сказала, что судя по тому, что сказал во сне дедушка, это был действительно он, а не просто образ.

Как-то мы ездили к нему на кладбище и, когда уходили, внезапно поднялся ветер и перед нашими глазами пролетел небольшой "торнадо". Такого природного явления никогда в жизни ни один из нас троих не видел! Перед этим мы говорили о приветах, которые передают умершие живым.

Даже от умершей собаки мы получаем знаки. Стоит заговорить о нём — как где-то начинает лаять его голосом собака или через минуту мимо проходит псинка такой же породы.

Много слёз бывает, когда думаешь, что человек исчез совсем. Наблюдайте за знаками, верьте в загробную жизнь, задавайте вопросы умершим и ждите их во сне.

Я слышала истории о том, что вдовы занимались сексом с душами умерших мужей, и все ощущения были, как в реальности. Это сумасшествие? Лучше уж так сходить с ума, чем гнить заживо от горя.

Знаете, тут, наверное,какого-то универсального совета никто не сможет дать. Эта боль и тоска не лечится пилюлями (хоть успокоительными, хоть временными). И неправда, что ощущение потери пройдет. Нет. Пройдет острота, дикая боль, но до конца все равно не отпустит и будет так, что хоть нечеловеческим криком кричи.

Выход один — принять. Принять и научиться с этим жить. Где-то читала, что лучше всего отпустить. Наверное, это так. Только как можно отпустить того, кто был для тебя частью мира? Если есть те, у кого это получилось, то это высший пилотаж владения собой.

Мне кажется, что надо постараться просто принять как данность тот факт, что вы больше никогда не встретитесь (ну, по-крайней мере, здесь). Больно? Очень.

Когда умер дед (он был для меня всем: братом, отцом, дедом), я писала ему письма. Правда было мне тогда 16-ть. Сейчас писем нет, но иногда все равно мысленно обращаюсь к нему: рассказывая о победах, и неурядицах..Наверно, по-детски, но так проще.

У меня такая же ситуация, некоторое время назад я даже говорить об этом не могла. Я так страдала, что сама серьезно заболела. И тогда я увидела, своих испуганных родных, которым я нужна, и поняла, что не имею права, жить в своем горе. В глазах сына и мужа, было столько муки, и мольбы. Любимая мама похоронена очень далеко, за три тысячи километров, я не имею возможности туда часто ездить. Я хочу в церковь, ставлю свечки, заказываю сорокоуст, для этого не важно расстояние. Я, знаю, ей сейчас хорошо, я ее отпустила. Мама всегда будет в моем сердце. А мне надо жить дальше, ради себя и своих близких.

нельзя так. очень хорошо понимаю ваше состояние. мой умер 21 марта. тоже и таблетки пила и думаю о нем каждую минуту и виню что не уберегла его. пытаюсь выйти из этого состояния сознательно иначе можно и с ума сойти. а то что церковь, кладбище, свечи и все такое -это почти не помогает. у меня многие родственники умерли любимые и дорогие. но когда умирает любимый человек это ни с чем не сравнить. посмотрите фильм "Любовник" с Янковским. там такая же ситуация. Человек себя загнал в могилу сознательно. Боритесь. Вы еще встретитесь на том свете. И мы встретимся

нельзя так. очень хорошо понимаю ваше состояние. мой умер 21 марта. тоже и таблетки пила и думаю о нем каждую минуту и виню что не уберегла его. пытаюсь выйти из этого состояния сознательно иначе можно и с ума сойти. а то что церковь, кладбище, свечи и все такое -это почти не помогает. у меня многие родственники умерли любимые и дорогие. но когда умирает любимый человек это ни с чем не сравнить. посмотрите фильм "Любовник" с Янковским. там такая же ситуация. Человек себя загнал в могилу сознательно. Боритесь. Вы еще встретитесь на том свете. И мы встретимся

Да это очень тяжело , но не держите умершего возле себя ,отпустите его ( ее) , поскольку это для него ( нее ) вы делаете только хуже ,ему , на много больнее чем вам , когда он видет вас в таком состоянии , сходите и закажте молебень или еще какое нибудь поминиание в церкви , главное отпустите и вам сразу полегчает , я сама не так давно ( а иенно четыре месяца назад )испытала то же самое , что и вы , но взяла себя в руки и отпустила , не поверите , но стало легче , при случае , если наожусь рядом с церковью захжу и подаю записки за упокой и здравие .

4 года прошло после смерти любимого мужа. Говорят боль утихает, не-а, она становится всё острее. От меня оторвали мою, мою половинку. Словно не живу, как в тумане. Иногда даже не понимаю где я тут или там, или я где? кто я? Просто тихо и медленно умираю, и побыстрее бы.

Сходите на кладбище на могилку, поговорите, поделитесь своими переживаниями. Потом в церковь. Отстоите службу и свечку за упокой, должно полегчать. Как ни тяжело это осознавать, но умерших к сожалению не вернуть.

На мой взгляд- нужно продолжать любить их,молиться за упокоение их светлых душ, просить Бога, чтобы он простил им все их земные грехи,НО жить сегодняшним днем и делать добро- в память об усопших- живым людям.

да все элементарно почаще нужно заказывать панихиду по умершему по больше раздавать милостыню за царства небесное и покойной душе на том свете станет легче и заодно боль в собственной душе приутихнет .

Попробовать смириться так как изменить не чего нельзя и поможет в этом только время.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/chto-delatesli-ochen-skuchaesh-po-umershim.html

Часть 9. Печаль

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Печаль имеет много названий: огорчение, тоска, горе, скорбь, хандра, меланхолия, отчаяние. Иногда печаль называют унынием, хотя большинство святых отцов разделяют эти две страсти. Почему – об этом речь чуть ниже. Сейчас чаще всего называют печаль депрессией. Депрессию, тревожность (а это тоже проявление депрессии) психиатры и психотерапевты называют раком XXI века, чумой нашего времени. И хотя в современном мире некоторые страсти достигли невиданных пределов, печаль, отчаяние, потеря смысла жизни приобрели характер настоящей эпидемии. Печаль преподобный Нил Синайский называет «червем в сердце». Эта страсть, как рак, разъедает человека изнутри, может довести его до полного изнеможения (а иногда до смерти), если не начать бороться с ней.

Как и всякая страсть, печаль имеет вполне естественное происхождение. Горе, страдания, скорбь, плачь – обычная эмоциональная реакция человека на некоторые тяжелые обстоятельства жизни. Например, когда умирает близкий человек, редко кто останется безучастным, равнодушным к этому. Сам Господь наш Иисус Христос заплакал, когда пришел ко гробу Своего друга Лазаря. Он «Сам восскорбел духом, возмутился и сказал: Где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: Смотри, как Он любил его» (Ин. 11: 33–36).

Мы не можем оставаться равнодушными к тяжелым потрясениям. Наши эмоции помогают нам, во-первых, пережить стресс, во-вторых, мобилизовать силы для борьбы с трудностями, подвигнуть нас к каким-то действиям. Но плохо, когда эмоции берут над нами верх. Когда мы входим в затяжное состояние печали, тут уже недалеко до депрессии. Что такое страсть печали, депрессия? Это затянувшееся, болезненное состояние души. Печаль становится зависимостью, мы начинаем служить ей, и она, как и всякий идол, требует жертв. Человек, находившийся в состоянии депрессии и сумевший с помощью Божией преодолеть ее, с ужасом вспоминает о своем прошлом как о кошмарном сне. Все, что беспокоило его тогда, представлялось чудовищной проблемой, кажется потом смешным и нелепым. И вообще говоря, печаль – это легкое помешательство; в депрессии человек не способен адекватно оценивать обстоятельства жизни, людей и себя самого. Какие мысли обычно вертятся в голове у страдающего печалью? «Все плохо, в моей жизни нет ничего хорошего; меня никто не любит, не понимает; в моей жизни нет никакого смысла». И, конечно, не обходится без самобичевания: «Я самый несчастный, я неудачник, я глупый никчемный человек, приношу людям одни страдания». При всех этих настроениях самое тревожное и абсурдное – категоричность суждений: все, ничего, никто, самый и проч. Любому здоровому, вменяемому человеку, не находящемуся в состоянии затяжной депрессии, понятно, что не может быть все плохо. Это абсурд, бред. У каждого человека есть возможности для жизни и счастья. Просто депрессивный человек этого упорно не хочет замечать. Наверняка, у него есть здоровье (в той или иной степени), руки, ноги, голова, органы чувств, есть какое-то дело, работа, есть умения, навыки, есть близкие люди, родственники и друзья, а значит, есть возможность любить и быть любимым. И любой это понимает. И ясно как дважды два: в человеке, страдающем печалью, говорит не его разум, а кто-то другой. Кто? Его страсть, она завладела его душой и сознанием. Но, как мы помним, страсти не есть принадлежность, собственность нашей души, они приходят извне, мы их только впускаем в душу. Теперь ясно, кто нашептывает нам мысли о бессмысленности жизни и нашей полной несостоятельности? Бес печали. И мы покорно слушаем его, принимая его «послания» за свои собственные мысли. Здесь следует вспомнить, как бороться с дурными мыслями, – об этом уже шла речь в статье «Борьба с помыслами». Принцип тот же: не считать их своими и не допускать в дом нашей души. А если они уже здесь, гнать их метлой и поскорее селить на их место других квартирантов, то есть светлые, добрые мысли.

Опасность печали, депрессии в том, что она является страстью, а значит, действует как любая из восьми страстей. С одной стороны, мучает человека (помните, страсть – значит страдание), а с другой стороны, доставляет массу приятных ощущений, иначе никто не попался бы на крючок диавола. И страдающему печалью тоже, как ни странно, чем-то нравится сладостный плен страсти. «Ничто так не пьянит, как вино страдания!» – писал Бальзак.

И поэтому очень непросто бывает выйти из этого состояния, поэтому так плохо действуют утешения близких: человек ждет не исцеления, а приятных ощущений от утешений и саможаления, при этом вовсе не желая утешаться. Печаль действительно может пьянить, как вино, как наркотик, и находиться в этом теплом, удобном болоте для депрессивного приятно, хотя, конечно, такое состояние приносит страдания и ведет человека к саморазрушению. К тому же, повторяю, выйти из печали непросто; это труд, и для иных легче плыть по воле волн. Вот почему очень часто депрессией, меланхолией страдают люди ленивые, не приученные к труду.

Печаль рождается, конечно, не на пустом месте. Рассмотрим основные причины возникновения этой страсти. Уже не раз было сказано, что в основе страсти может лежать ей предшествующая. Перед печалью стоит гнев, а значит, он может служить причиной депрессии. Почему? Вспомним, какие чувства мы испытываем после ссоры, раздраженного выяснения отношений. Нас посещает чувство стыда, опустошенности, часто уныния, нам стыдно за нашу резкость, невыдержанность. Бывает, что гнев порождает обиду, раздражает самолюбие, мы долго не можем простить, и это чувство раздражения, обиды, злопамятства приводит к печали, мрачному настроению. Очень часто можно встретить людей, которые считают, что все вокруг им что-то должны и все кругом виноваты. А у православного человека должно быть все наоборот: не мне должны, а я всем должен; не все виноваты в моих бедах, а я сам виноват в своих проблемах. Когда человек будет жить по такому принципу, ему легко будет справиться и с унынием, он будет видеть, как жизнь и его взаимоотношения с ближними налаживаются. А думать, что все мне должны и все виноваты, – типичная психология неудачника.

Печаль, депрессия – болезнь неврастеничных людей, то есть неуравновешенных, не владеющих собой. У таких людей период возбуждения, подъема, всплеск эмоций, иногда и гневных, раздраженных, сменяется тоской, апатией, унынием.

Но гнев, неуравновешенность, неврастения – это только одна из причин депрессии. Затяжная печаль может быть вызвана тяжелыми обстоятельствами жизни, часто смертью близких или болезнью, другими потрясениями. Депрессия может иметь и наследственный характер, если родители депрессивного человека страдали неврастенией или меланхолией. Но надо сказать, что наследственность не является в данном случае каким-то непреодолимым фактором, просто нужно знать это, а «кто предупрежден, тот вооружен». Хотя печаль может быть вызвана каким-то горем, скорбью, тяжелые события не являются причиной печали, они только спровоцировали ее. Причина всегда в самом человеке, в том, как он воспринимает события жизни. Потому что установленный факт: депрессия не зависит от обстоятельств жизни и среды обитания, причина ее всегда не внешняя, а внутренняя. Об этом свидетельствуют данные статистики. Самый высокий процент депрессий и самоубийств не в бедных странах третьего мира, а в наиболее развитых и богатых, где очень высокий уровень жизни и людям уже нечего больше желать. Каждый пятый из числа самых богатых людей планеты страдает депрессией. И вот что самое удивительное: среди нищих, бомжей почти нет самоубийц, хотя, казалось бы, жизнь у них такая, что, как говорят, «хоть в петлю лезь»!

Возложи надежду на Бога

Почему страсть печали, тревоги, беспокойства так распространена в современном мире? Из-за упадка веры. Запад стремительно теряет веру, Европа уже объявила себя постхристианской. В нашей стране тоже, к сожалению, наблюдается спад интереса к Церкви. Того подъема, притока людей в храмы, что был в 1990-е годы, уже нет, начался период охлаждения. Конечно, большинство людей называют себя верующими, но во что они верят? В год козы, петуха, свиньи, астрологию и прочий оккультизм. Даже к храму, к Православию подход чисто магический: кому какую свечку поставить, какому святому помолиться, чтобы у меня все было хорошо. Когда у человека нет настоящей веры в Бога, что и «волос с головы не пропадет» без воли Божией (см.: Лк. 21: 18), то в его сердце появляется тревога, беспокойство, а это уже начало депрессии. Он начинает всего бояться и думать: «Что со мной случится завтра? А вдруг заболею? А как же жить на сегодняшнюю пенсию? Вдруг убьют? Вон какие ужасы по телевидению показывают. Вдруг потеряю работу и умру с голода, а тут еще экономический кризис?». Из-за страха, тревоги люди боятся доверять друг другу, создавать семьи, рожать детей. Например, верующий человек хорошо знает: если захотел иметь много детей, Господь их никогда голодными и раздетыми не оставит. Если помогаешь другим, сам никогда не останешься без куска хлеба, – это закон духовной жизни.

Еще одно проявление безверия – утрата смысла жизни, а ведь именно это лежит в основе депрессии. У христианина всегда есть смысл жить. Этот смысл в любви к Богу и ближнему. Верующий человек знает, что Бог его никогда не оставит, с Богом он не один на один с бедой. Как поет один православный рок-музыкант, «с Богом надежнее жить, с Богом легко умирать». А для маловерного современного человека и жизнь страшна, а смерть – это просто конец! Таким образом, справиться с печалью, депрессией можно только возложив надежду на Господа. Доверив Ему свои скорби и проблемы, попросив у Него помощи и поддержки. Нашу тревогу за будущее, настоящее, за детей (за них мы тоже очень тревожимся) нужно возложить на Бога: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23). И тогда станет значительно легче справиться с тревогой и печалью.

С упадком веры связана также утрата депрессивным человеком интереса к жизни. Его все перестает радовать, он ничего не ценит и мало на что обращает внимание. А ведь жизнь во всех ее проявлениях – это самый главный дар Бога человеку, и относиться так к ней – большой грех. Человек будет счастлив только тогда, когда сам этого захочет, когда начнет радоваться жизни. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите», – говорит нам апостол Павел (1 Фес. 5: 16–18). Именно благодарите. Через благодарность к Богу мы научаемся ценить дары жизни. А радость, счастье приносит только то, что ценится. Один священник советовал своим духовным чадам в конце каждого дня составлять список «За что мне благодарить Бога», в котором должно быть не менее 50 пунктов. Другой батюшка приехал за советом к старцу Николаю Гурьянову на остров Залита. Приехал с какой-то скорбью, и вот отец Николай, выслушав его, сказал: «Радуйся!». Священник подумал, чему же тут радоваться? А отец Николай продолжил: «Радуйся, что родился; радуйся, что крестился; радуйся, что в вере православной; радуйся, что жив пока!».

Впавшим в печаль, потерявшим радость и вкус к жизни можно посоветовать внимательно подходить к каждому дню. Что бы вы ни делали, делайте со вниманием и смыслом. Во всем старайтесь видеть что-то хорошее, приятное, учитесь радоваться даже самой малой радости. Апостол Павел говорит: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10: 31). То есть все делайте для спасения души, прославляя и благодаря Бога. Вот, например, вкушение пищи. Мы молимся перед едой о ниспослании «хлеба насущного» и едим с благодарностью Творцу, не просто запихивая в себя пищу, а вкушая с радостью, осознавая, что это дар Божий. У А.И. Солженицына есть описание того, как обедает заключенный лагеря особого назначения. С каким же вкусом и удовольствием он это делает! А ведь он ест еду, которая у нас, наверное, вызвала бы рвоту. А для заключенного и эта пища – большая радость. И вот он ест эту баланду, с удовольствием съедает свою пайку черного хлеба, не торопясь, ощущая на языке все оттенки его вкуса, а потом до блеска вычищает последним куском свою миску. И он помнит, что на вечер у него остался еще один кусок, спрятанный под матрасом. И действительно, человек бедный, лишенный многих удовольствий может получать от жизни гораздо больше радости, чем обеспеченный всеми земными благами.

Когда я учился в семинарии, а потом в академии, условия жизни семинаристов были вполне казарменные: общежитие, комнаты на двадцать с лишним человек, учеба, работа, вечерние занятия, вечерняя проверка, отбой и подъем. И так кому четыре, а кому и восемь (если еще академия) лет. Помню, постоянно хотелось две вещи: спать и есть. И ни до, ни после семинарии я никогда не получал такого удовольствия от самых простых вещей: сна, трапезы, прогулки. Помню, как готовишься ко сну, не спеша взбиваешь подушку, укутываешься одеялом и… проваливаешься до самого подъема. А быть дежурным по столовой! До сих пор вспоминаю, как однажды мы с ребятами после работы налили в большую тарелку сгущенки и ели, обмакивая в нее хлеб.

Человеку, который хочет избавиться от печали, нужно учиться видеть смысл и радость в каждом дне, часе и минуте жизни. Идем на прогулку – стараемся на все обращать внимание, делать наблюдения; общаемся с кем-то – стремимся увидеть в другом человеке что-то хорошее, чему-то научиться. Читаем книгу – не просто «глотаем страницы», а вдумываемся, делаем пометки, потом анализируем. Так наша жизнь будет приобретать осмысленность и полноту. Очень хорошо, если работа действительно по душе, приносит удовлетворение, увлекает. Но даже если пока такой нет, любое дело можно делать с радостью, если научиться видеть в нем приятные стороны. Даже такая примитивная работа, как уборка или мытье посуды, может принести удовлетворение и удовольствие, если она сделана хорошо и на совесть.

О том, что печаль может быть вызвана скорбями, трудностями, речь уже шла выше. Но одних скорби повергают в бездну уныния, а другие с честью выходят из них: страдания гнут, но не ломают их. Потому что все дело в отношении к скорбям. Вообще любую вещь делает плохой или хорошей наше собственное к ней отношение.

Хотим мы этого или не хотим, но страдания неизбежны в нашей жизни. Еще ни одного человека на земле они не миновали. Страдания, болезни, смерть вошли в мир с грехопадением Адама. Изменилась человеческая природа, изменился и весь мир. Но повторюсь, к страданиям, скорбям можно относиться по-разному. Во-первых, нужно помнить, что Бог никогда и никому не посылает креста выше сил. Он Отец наш и лучше нас знает, что могут понести Его дети, а что нет. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). Во-вторых, за периодом скорбей всегда будет утешение. Если где-то у человека отнимается, значит, в другом месте прибывает.

В нашей жизни просто так ничего не случается, каждое событие имеет значение. И бессмысленно Бог страдать не попускает. Либо мы страдаем во очищение наших грехов, чтобы не страдать в жизни вечной, либо скорби посылаются нам, чтобы оградить нас от грехопадений и других опасностей. Еще один смысл скорбей – в очистительном действии, которое они производят на нашу душу. Страдания (если мы правильно к ним относимся) делают нас лучше, чище, добрее. Заставляют по-другому взглянуть на себя, оказать помощь ближнему, начать сострадать ему. Любой священник может рассказать, сколько его прихожан пришли в Церковь через жизненные испытания, скорби: смерть родных, тяжелые болезни, потерю работы и прочее. Когда все хорошо и ладится, люди, к сожалению, в храм не спешат. Скорби, свои собственные и чужие, заставляют задуматься о самых главных вопросах: смысле жизни, спасении души, сочувствии к чужому горю. Когда-то в Англии произошла большая авария – крушение автобуса с детьми, многие погибли, многие пострадали, и вот христианского писателя К. Льюиса спросили, как Бог допустил такую ужасную трагедию? И он ответил: «Страдания – это тот резец, с помощью которого Творец, как скульптор, высекает из человека прекрасную статую». Что такое любая катастрофа? Это, кроме огромного горя, возможность проявить все свои самые лучшие человеческие качества. Проявить сострадание, оказать помощь, поддержку страждущим, утешить скорбящих, посочувствовать им, поддержать в трудную минуту и самим о многом задуматься. Для пострадавших – возможность обратиться с горячей молитвой к Богу, задуматься о том, о чем в повседневной суете, может быть, и не помышляем, о спасении души. Что для Бога важнее: тело человека, которое болеет, стареет, умирает, или его бессмертная душа? Конечно же, душа, и поэтому Он попускает нам пострадать. И по прошествии иногда многих лет мы видим, что эти испытания были посланы не случайно, они были нужны нам. Протоиерей Николай Гурьянов много лет просидел за веру православную в лагерях. И он говорил, что нисколько не жалеет о годах, проведенных в тюрьме. Очень многие люди, прошедшие через ад лагерей, тюрем, ссылок, потерявшие здоровье, не жалели об этом и вспоминали потом этот период с благодарностью Богу. А иначе и быть не может, ведь если бы они имели другой подход к жизни, они бы просто не выжили в этих страшных испытаниях.

Человек сам не знает, на что способен. Кто-то выносит нечеловеческие страдания, а кто-то из-за малых неприятностей впадает в тоску, отчаяние и готов уйти из жизни. Когда человек решается на самоубийство (если, конечно, это не вызвано психическими заболеваниями), это всегда слабость, малодушие и маловерие. Самоубийца хочет уйти от временных, земных страданий, не может терпеть их, но не знает, что ждет его там, где страсть будет мучить его вечно.

Все, что ни делает Господь, к лучшему – таков должен быть наш девиз на каждый день. Очень часто нас тревожат и беспокоят не только реальные, но и предполагаемые, гипотетические скорби и испытания. Одна знакомая мне женщина говорила: «Давайте переживать неприятности по мере их поступления». Кстати, прожила она до 103 лет. От тревоги, волнения есть очень хорошее средство – молитва. Не раз испытал его, переживая за детей. Каждый раз, когда я с волнением думал о них, находясь вдалеке от дома, я читал краткую молитву о их здравии и спасении, и волнение отступало.

Печаль, депрессия лечится благодарностью Богу, верой и доверием Ему. И вообще справиться без веры в Бога со страстью печали просто невозможно. Если человек ни во что не верит, рано или поздно тоска, печаль, отчаяние вновь вернутся к нему. Пусть даже при конце жизни. Потому что настоящей надежды у него нет.

Я служу в церкви при кладбище, и мне довольно часто приходится общаться с людьми, скорбящими о кончине родных и близких. Уход близкого человека – это действительно огромное потрясение. Очень многих оно повергает в состояние печали. Мы, люди верующие, имеем великое утешение в нашей скорби. «Бог не есть Бог мертвых, но живых», – говорит нам Христос (Мф. 22: 32). Душа человеческая жива, она не умирает, а смерть – это не конец жизни, а переход в другое бытие. Хотя, конечно, это всегда разлука с любимыми, но разлука не вечная. То, что мы любим в человеке: его отношение к нам, мысли, чувства, характер – все это принадлежит к его бессмертной душе, а не телу, которое болеет, стареет, изменяется, а потом и умирает. Душа вообще не имеет возраста. Второе утешение, которое имеют православные христиане, это молитва за ушедшего. Наши усопшие ждут от нас только одного – наших горячих молитв за них. Сами за себя они помолиться уже не могут. Молиться, каяться в грехах, изменять свою жизнь можно только пока мы живем на земле. И молитва – это нить, связующая нас с близкими, возможность выполнить долг любви. Ведь очень часто, теряя родных, друзей, человек испытывает чувство вины. Он хочет что-то еще сделать для них, додать им свою любовь. И он имеет все возможности к этому. Нужно чаще ходить в церковь, подавать заупокойные поминовения, читать дома Псалтирь за усопших, раздавать милостыню в их память и вообще постоянно молитвенно помнить о них.

Наша скорбь, печаль, депрессия – очень большое препятствие в молитве. Человек в таком состоянии ни к чему не способен, даже есть, пить, думать для него трудно, тем более молиться. Поэтому, если мы любим наших близких, мы должны справиться со своим состоянием, хотя бы для них, ибо они очень нуждаются в нашей помощи и любви. А любовь продолжается, она не прекращается со смертью, ведь свойство любви – это вечность. «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13: 8).

Еще один очень важный момент, который нужно помнить, когда теряешь близких. К сожалению, существуют негласные и совершенно неправильные (неправославные) ритуалы оплакивания усопших. Это и причитания, стенания у гроба, и соболезнования, в которых сквозит черная тоска, и другие действия. И многим кажется, что все это нужно делать в память об усопшем, выражая тем самым свою любовь к нему. Скажите, если бы кто-нибудь из нас умер, хотелось бы нам, чтобы наши родные, любимые люди впали в черную тоску, депрессию и, может быть, попали бы в больницу с нервным расстройством? Конечно, нет. Если мы любим их, мы желаем им добра, хотим, чтобы у них все было хорошо, чтобы они были счастливы. И нашим усопшим хочется того же. Чтобы мы жили, радовались жизни, вспоминали их молитвой и добрым словом. Христианская скорбь светла. Поминки православного человека не траур, а проводы в вечность. Мы вспоминаем добрые дела усопшего с благодарностью и, конечно же, молимся за него, желая ему Царства Небесного.

Скажу немного об одном обязательном средстве борьбы с печалью и унынием. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Скука – унынию внука (то есть внучка. – свящ. П.Г.), а лени дочь». То есть лень, праздность порождают скуку, а скука – уныние и печаль. Около праздного, ленивого все время вьются бесы печали, он легкая добыча для них. Человек целеустремленный, любящий труд очень редко тоскует. Когда борет тоска, первый симптом – ничего не хочется делать, полное расслабление. Здесь нужно шаг за шагом понуждать себя к хоть какому-нибудь делу. Тоскующий просто обязан подвигать себя на труд, хотя любое занятие в состоянии депрессии уже маленький подвиг – от слова «подвигаться, двигаться». В фильме «Тот самый Мюнхаузен» бургомистр говорит: «Каждый день к 9 утра я должен идти в магистрат, и не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть».

Большинство людей, которые исповедовались мне в грехе печали и уныния, не имели постоянного занятия, работы. Очень хорошо, когда печальный найдет дело, которое может увлечь его. Но даже если такого занятия нет, нужно понуждать себя совершать любой простой и незамысловатый труд. Каждый час дня, и даже минута, должны быть чем-то заполнены, чтобы не оставалось места для мрачных мыслей. Человек не может думать сразу о двух вещах, поэтому нужно заменять негатив позитивом, думать о хорошем.

У одного старца был ученик. И вот однажды старец услышал бесов, вопиявших: «Горе нам от этих монахов, и к старцу приблизиться не можем, и к его ученику тоже, потому что он разоряет и строит, и никогда не видим его праздным». Старец недоумевал: «Что же разоряет и строит его ученик?». Тогда он пошел к ученику, и тот показал ему камни, из которых он возводил стены, а потом снова разрушал их. «Поступая так, я не ощущаю уныния». Старец понял, что бесы не могут приблизиться к ученику, потому что он никогда не сидит праздным, и поощрил его к продолжению труда.

Стирка, уборка, домашние дела – это то, чем всегда можно заполнить время, даже при отсутствии постоянной работы. Говорят, «если женщина впала в тоску и хочет покончить с собой, она должна взять мыло, веревку… и отправиться стирать белье». Как бы тяжело ни было понудить себя к занятиям, делать это необходимо. Прочел как-то еще один замечательный совет: «Если вы в печали, тоске и кажется, что вас никто не любит, – окажите помощь ближнему, сделайте доброе дело, желательно тому, кому еще хуже, чем вам». Делая это дело, мы сразу «убиваем двух зайцев»: отвлекаемся от тоски и ощущаем, что нужны кому-то. А еще мы поймем, что не мы нуждаемся в жалости и помощи, а ближний.

Грехи умножают печаль

Чем еще может быть вызвана печаль, депрессия? Грузом греховной жизни, часто неисповеданными, нераскаянными грехами. Представляете, что значит ходить с таким грузом? Ведь совесть, этот глас Божий, говорит в каждом человеке. И если человек не знает, как избавиться от грехов, как каяться в них, он часто впадает в тоску. Тут, конечно, нужна подробная исповедь, желательно за всю сознательную жизнь, и плоды, достойные покаяния.

Молодая женщина обратилась к одному известному психотерапевту с жалобой на тревогу и депрессию. Молодость у этой особы прошла очень бурно: множество блудных связей, неудачный брак, потом развод. Притом воспитывалась она в традиционной патриархальной семье, где ей старались привить (правда, безуспешно) строгие моральные принципы. Для нас ситуация ясна: голос совести и стыд за греховную, беспутную жизнь обличают женщину, а так как она не знает, как ей правильно поступить, это повергает ее в печаль. Кроме печали, ее мучают страхи, ей кажется, что должно что-то случиться, она обязательно понесет какое-то наказание за грехи юности.

Но что же советует ей доктор? Он успокаивает пациентку, говорит ей, что молодость такая и должна быть – бурная и веселая, что она ни в чем и не перед кем не виновата. Он не снимает проблему, а только «замазывает», «закрашивает» ее, убаюкивая совесть своей подопечной. Ясно, что такое «лечение» даст только кратковременное успокоение. Проблема, то есть груз прошлых грехов, остается, голос совести тоже полностью заглушить нельзя. По-настоящему преодолеть депрессию, вызванную стыдом за грехи, можно только покаявшись в них, очистившись на исповеди. Исповеданный грех уже становится «яко не бывший», если человек искренне раскаивается в нем. Очень хорошо понести какую-нибудь епитимью от священника. И конечно, встать на путь исправления и борьбы с грехом, ведь грех исповедан, но его разрушительные последствия остаются.

Совесть, конечно, можно подавить; но, как родник, который закидали камнями и залили бетоном, она рано или поздно все равно пробьется наружу.

Подведем итог. Брань с печалью ведется с помощью укрепления в себе веры в Бога и надежды на Него. Нужно научиться видеть Его бесчисленные благодеяния в своей жизни и быть благодарными за них. И еще, конечно, необходима борьба с этой страстью, непрестанный труд. И труд наш личный. Потому что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Печаль, уныние – это расслабленность воли, а воспитывать ее может только сам человек. «Бог не спасает нас без нас», Он посылает нам помощь и средства, а мы должны их использовать. Кстати, на этот счет есть одна притча, тоже про утопающего. Дом одного человека залило во время наводнения. И вот вода прибывает все выше и выше. Он уже перебрался на чердак, но он верит, что Бог спасет его. Мимо плывут люди на лодке и кричат ему: «Прыгай к нам, мы спасем тебя!». Он же отвечает: «Нет, меня Бог спасет!». А вода все выше, человек уже перелез крышу. Мимо плывет какой-то плот, но и тут человек не воспользовался случаем, думая, что Господь спасет его. Несчастный уже стоит по грудь в воде и видит большую доску, проплывающую мимо, но и сейчас он не хочет схватиться за нее, думая, что Бог поможет ему чудесным образом. И вот человек погибает, душа его приходит к Богу и спрашивает: «Господи, что же Ты не выручил меня, ведь я так верил, так молился Тебе!». И Бог ответил ему: «Я три раза посылал тебе средства спасения, и ты ни разу не воспользовался ими».

Страсти печали и уныния хотя и являются близкими и родственными друг другу, все-таки не есть одно и тоже.

Вот как определяет, раскрывает грех печали святитель Игнатий (Брянчанинов): «Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от подвига многотрудной христианской жизни, поползновение сойти с сего поприща. Уклонение от бремени креста – борения со страстями и грехом».

А вот что святитель пишет про уныние: «Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного молитвенного правила. Потеря памяти о Боге. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение плоти сном, лежанием и всякого рода негой. Искание беструдного спасения. Перехождение с места на место с целью избежать тягот и лишений. Частые прогулки и посещения друзей. Празднословие. Кощунственные высказывания. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние».

Но об унынии и борьбе с ним мы поговорим в следующей статье.

26 марта 2009 г.

скрыть способы оплаты

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров Восемь смертных грехов и борьба с ними» src=»http://pravoslavie.ru/sas/image/100208/20802.x.jpg» /> Часть 5. Чревообъедение

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Священник Павел Гумеров

Пресыщение чрева не только не позволяет думать о Боге и молитве, но и очень мешает хранить себя в чистоте. «Кто наполняет чрево и обещается быть целомудренным, тот подобен утверждающему, что соломой остановит действие огня. Как невозможно соломой удержать стремительность разливающегося огня, так невозможно пресыщением остановить жгучее стремление непотребства», – говорит подвижник IV века преподобный Нил Синайский.

Священник Павел Гумеров

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Свящ. Павел Гумеров Восемь смертных грехов и борьба с ними» src=»http://pravoslavie.ru/sas/image/100212/21232.x.jpg» /> Часть 10. Уныние

Восемь смертных грехов и борьба с ними

Священник Павел Гумеров

Так как охлаждение, порожденное унынием и леностью, часто сопряжено с забвением благодеяний Божиих и утратой интереса к духовной жизни, необходимо научиться видеть во всех повседневных событиях присутствие Бога и благодарить Его за те дары, которые Он нам посылает. И если нас борет уныние, первое, что нужно сделать, – это подготовившись, подробно исповедаться и причаститься.

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/29787.html